Культураконца XVIII – первой половины XIX вв Александр ХУДОБЕЦКИЕВ
ПОРАБОТАВ С МАТЕРИАЛАМИ ТЕМЫ, ВЫ СМОЖЕТЕ: ВОСПРИНИМАТЬ ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ КАК СОСТАВНУЮ ЧАСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УСТАНАВЛИВАТЬ СВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ С ДРУГИМИ СФЕРАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА конца XVIII-началаXIX вв. и ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЕЙ ТОГО ВРЕМЕНИ ЗНАТЬ И ПРАВИЛЬНО ПРИМЕНЯТЬ ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ ИНОСТРАННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОТНОСЯТСЯ К ТЕМЕ
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫРАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАРАЗВИТИЕ МУЗЫКИСЛОВАРЬВЫВОДЫ
РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ
МАТЕРИАЛЫ ВАМ ПОМОГУТ: ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ во второй половине XVIII-XIX вв. ВЫЯСНИТЬ ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ УВИДЕТЬ ФОТО АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ ТОГО ВРЕМЕНИ
В АРХИТЕКТУРЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ в первой половине XVIII в.ДОМИНИРОВАЛ СТИЛЬ БАРОККО(С ИТ. – ПРИЧУДЛИВЫЙ)ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЭТОГО СТИЛЯ: ГРАНДИОЗНОСТЬ ПЫШНОСТЬ СТРЕМЛЕНИЕ К РАЗЛИЧНЫМ ЭФФЕКТАМ (ХИМЕРЫ, СТАТУИ, РЕЛЬЕФЫ, ФОНТАНЫ, ЗЕРКАЛА)
ОДНО ИЗ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ ЭТОГО СТИЛЯ – ЗНАМЕНИТЫЙ ЦВИНГЕР АРХИТЕКТОРА МАТЕУСА ПЕПЕЛЬМАНАЭТОТ КОМПЛЕКС НАХОДИТСЯВ СТОЛИЦЕ САКСОНСКОЙ ЗЕМЛИ - ДРЕЗДЕНЕНАЗВАНИЕ АРХЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ ПРОИСХОДИТОТ НАЗВАНИЯ МЕСТА ВОЗЛЕ РВА, ГДЕ СОДЕРЖАЛИ ЗВЕРЕЙ(от немецкого – клетка для зверей)
ЦВИНГЕР
АРХИТЕКТУРА УКРАИНЫ ПРОДОЛЖАЛА СВОЁ РАЗВИТИЕНА НАРОДНОЙ ОСНОВЕ – УКРАИНСКОЕ БАРОККОЭТОТ СТИЛЬ ОТЛИЧАЛСЯ ОТ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО: БОЛЕЕ СПОКОЙНЫМИ ФОРМАМИ УМЕРЕННОСТЬЮ В ДЕКОРАТИВНОСТИ
АНДРЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬКИЕВАрхитекторы – В.Растреллы, И. Мичурин
ИТАК,В XVIII в. В АРХИТЕКТУРЕ ГОСПОДСТВОВАЛ СТИЛЬ КЛАССИЦИЗМ. НО БУРНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРИВЕЛИК ПОИСКУ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ –БОЛЕЕ ПРОСТЫХ И ПРАКТИЧНЫХАРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ БАРОККО (начало XVIII в.) КЛАССИЦИЗМ (вторая половина XVIII в.) АМПИР (начало XIX в.) ЭКЛЕКТИЗМ (30- 40 гг.XIX в.) СБОРНЫЕ КОНСТУКЦИИ (середина XIX в.)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
МАТЕРИАЛЫ ВАМ ПОМОГУТ: ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА второй половины XVIII – XIX в. НЕКОТОРЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЭТИХ НАПРАВЛЕНИЙ, ИХ БИОГРАФИЯМИ, ТВОРЧЕСТВОМ
НАПРАВЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII –XIX вв.ХАРАКТЕРНОЙ ЧЕРТОЙ ИСКУССТВА ЭТОГО ПЕРИОДА ЕСТЬ ОТХОД ОТ КЛАССИЦИЗМАИ РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕАЛИЗМА
Фердинанд Виктор Эжен Делакруа1798 – 1863Франция«… Он – кратер вулкана,который мастерски замаскирован букетом цветов…»Бодлер1856
Двадцатые годы XIX в. были для Франции временем становления романтического искусства.Молодые художники провозгласили своим учителям настоящую войну. Историки назвали её «романтической битвой», а её героем признали Эжена Делакруа.Он не обращал внимание на политические катаклизмы, его жизнь была подкорена только живописи.Более всего на свете Делакруа ценил свою независимость – как в личном, так и в творческом плане.
Эжен Делакруа родился 26.04.1798г. неподалеку от Парижа.Его мать – Виктория Обен – уже имела трёх детей.Отец – Шарль Делакруа – был министром иностранных дел.Эжен получил образование в Императорском лицее.В 16 лет он становится сиротой.Уже в 1822г. впервые на Салоне была представлена работамолодого художника. Это была «Барка Данте».В 1857г. Делакруа становится членом Академии искусств.Был знаком с писательницей Жорж Санди композитором Фредериком Шопеном.Делакруа заболел туберкулёзом и 13.08.1863г. его не стало.
Э.ДелакруаБАРКА ДАНТЕ1822Делакруа работал над картиной по 12-13 часов в сутки.Во время работы кто-то обязательно сидел рядом с художникоми читал вслух «Ад» Данте.Поэт на его картине не герой, а свидетель.Он преисполнен ужаса, но не дает отчаянию овладеть своей душой.Именно так сделали пленные Ада – грешники, которые бросаютсяв волныё подземной реки Стикс.
Э.ДелакруаСвобода, ведущая народна баррикады События происходят в Париже 27-29. 07.1830. На картине хорошо виден Нотр-Дам. Делакруа совершенно избражает одежду, обувь и оружие революционеров – представителей разных прослоек населения. Это очень символически – в едином порыве весь народ поднимается против тирана. Женщина, которая символизирует свободу, напоминает античную скульптуру. Этим Делакруа подчеркивает историческую значимость реальных событий.Картина была долго в запасниках (власть остерегалась, что картина может спровоцировать новые волнения среди народа).
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
МАТЕРИАЛЫ ВАМ ПОМОГУТ:ОЗНАКОМИТЬСЯ С БИОГРАФИЯМИ ДЕЯТЕЛЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ второй половины XVIII-XIX вв.
Людвиг Ван Бетховен(1770 – 1827)Германия Первым учителем будущего композитора стал его отец – жесткий и черствый человек. В 8 лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе Кельне. Со временем он завоевал Вену как пианист.Трагедия жизни композитора – ее глухота, первые симптомы которой появились в 26 лет.Со временем развилась болезнь почек. Композитор умер и его гроб сопровождал двадцатитысячная толпа.Своими произведениями (симфониями, сонатами) Бетховен старался доказать, что источником творчества есть народ, который борется за свободу.
Франц Шуберт(1797 – 1828)АвстрияВпервые романтизм как направлениев музыке заявил о себев произведениях Шуберта, преисполненных проявлений народного искусства и наилучших черт человеческой души.Шуберт имел редчайшую способность ощущать и передаватьв своих произведениях,которые с полным правом можно назвать песнями без слов,радость и скорбь жизни.На могиле композитора вычеканены слова: «Здесь музыка похоронила большое сокровище и большие ожидания».
СЛОВАРЬКлавир (нем.) – общее название струнных клавишных музыкальных инструментовКонцерт (ит.) – музыкальное произведение сложной формы, основой которого есть соревнования двух групп исполнителей: небольшой группы солистов и всего оркестраОпера (лат.) – музыкально-драматическое произведение, основное содержание которого воплощается в сценических музыкально-поэтических образахи передается с помощью инструментальной и вокальной музыкиОратория (ит.) – большое музыкальное произведение для хора, солистов – вокалистов и оркестра, написанное на драматический сюжет и предназначенный для концертного выполненияСимфония (гр.) – высшая разновидность инструментальной музыки, бкоторая состоит из 4 частейСоната (ит.) – музыкальное произведение для одного или двух инструментов
ВЫВОДЫИзменения в жизни европейских стран в XVIII – XIX вв. сказалисьи на развитии культурыПромышленный переворот подтолкнул ряд открытий в области техники, которые облегчили жизни людей, сделалив дальнейшему его более комфортным, оказывали содействие развитию торговли и обогащению буржуаВ искусстве происходила борьба разных направлений: классицизма, романтизма и реализмаЗначительно выросла заинтересованностьв упрощении художественных форм