Марина Цветаева
26 сентября (8 октября) 1892 года – 31 августа 1941 годаКрасною кистьюРябина зажглась.Падали листья.Я родилась.Спорили сотни Колоколов.День был субботний:Иоанн Богослов.Мне и донынеХочется грызтьЖаркой рябиныГорькую кисть. 16 августа 1916 года
ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА Москва! Какой огромныйСтранноприимный дом!Всяк на Руси – бездомный.Мы все к тебе придём.Трёхпрудный переулок.
Отец – профессор, основатель Московского музея изобразительных искусств. Мать – талантливая пианистка, ученица А.Рубинштейна. Прекрасное образование: языки, музыка, рисование. «Книги мне дали больше, чем люди. Я мысленно всё пережила, всё взяла.»
Учителя. Друзья. «Литературных влияний не знаю, знаю человеческие» М. Цветаева.
Любовь… Писала я на аспидной доске, И на листочках вееров поблеклых,И на речном, и на морском песке,Коньками по льду и кольцом на стёклах, - И на стволах, которым сотни зим…И, наконец, чтоб было всем известно! – Что ты любим! любим! любим! любим! –Расписывалась – радугой небесной…Марина Цветаева и Сергей Эфрон. 1911 год.
Семья Муж – Сергей ЭфронДочь – Ариадна ЭфронСын - Георгий Эфрон
Вся моя жизнь – роман с собственной душой.М. Цветаева
1910 – «Вечерний альбом»1912 – «Волшебный фонарь»1913 – «Из двух книг»1920 – «Лебединый стан»1921 – «Вёрсты»1921 – «Стихи к Блоку»1922 – «Разлука»1923 – «Ремесло»1923 – «Психея. Романтика»1924 – «Молодец»1928 – «После России»1933 – «Живое о живом»1934 – «Дом у старого Пимена»1934 – «Пленный дух»1935 – «Мать и музыка»1936 – «Отец и его музей»1936 – «Нездешний вечер»1937 – «Мой Пушкин» 1938 – «Повесть о Сонечке»
Мироощущение Романтик, воспринимающий жизнь как дарованное на миг счастьеПоэт черпает вдохновение из безмерности своей душиПротивопоставление «Я» окружающему миру «Одна из всех – за всех – противу всех!»Жизнь и творчество невозможно разделить«Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!»«Стихи - есть бытие»«Равенство дара души и глагола – вот поэт»
Тематика творчества Тема детства (период всестороннего обога-щения личности)Тема природы (колыбель человека)Тема дома и бездомья (обиталище души)Тема конфликта быта и бытияТема России (Москва, историческая судьба)Тема смерти (жизнь – дар, быстротечный)Тема высокого назначения ПоэзииТема любви как дарованного судьбой счастьяТема обречённой жертвенности («Лебе-диный стан»)
Лирическая героиня Тождественна личности поэта, противопоставлена внешнему миру, порой эгоцентрична, абсолютно искренна, честна, требовательна к себе
Вот опять окно,Где опять не спят.Может – пьют вино, Может – так сидят.Или просто – рукНе разнимут двое.В каждом доме, друг, Есть окно такое.Крик разлук и встреч – Ты, окно в ночи!Может – сотни свеч,Может – три свечи…Нет и нет умуМоему – покоя,И в моём дому Завелось такое.Помолись, дружок, за бессонный дом, За окно с огнём! 23 декабря 1916 К. Васильев. Ожидание.
Любимые образы Конкретно – исторические:Казанова , Лжедмитрий, Марина Мнишек, Карл VIII, Наполеон, Степан Разин.Пушкин, Блок, Магдалина«Литературные»Федра, Орфей, Гамлет, Офелия, Ариадна. Кармен,Кавалер де Грие, Дон Жуани другиеПредметные: Крыло (крылатость), орёл, лебедь, ворон … Шпага, клинок, кинжал, меч – знаки рыцарства, символ мужества Плащ, занавес… Море, волна, пена, камень… Деревья: тополь, рябина, бузина Письменный стол Окно, свеча, ночь, звёзды…
Цветовая символика Любимые цвета – огненныеЦвет – носитель смыслаКонтрастность цветов ( тонов ) (серебро – огонь, черное – белое и т.п.)
Поэтическая интонация Дробление поэтического текста (потока) на выразительные отрезкиИспользование пауз для выраже- ния смыслаГрафическое выражение интонаци-онного смысла через использова-ние тире, многоточие ( фигура умолчания)Перенос как приём создания ритмического рисунка текста
Своеобразие поэтического стиля Марины Цветаевой Автобиографичность Л. Г.Смешение стихий( речевой, эмоциональной)Контрастность Многомерность образовЦветовая и предметная символикаЁмкость словоформы (неологизмы)ЗвукописьДиалогичность формы Глубинная связь с народным творчествомГрафические приёмы создания образов