Марина Цветаева.Жизнь и творчество поэтаАвтор:Ученица 11 класса МОУ «Высотинская сош» Сухобузимского района Красноярского края Баль НатальяУчитель:Головко Ольга Петровна2007 год
«Если душа родилась крылатой…»
Начало жизненного пути Марины Родилась в Москве 26 сентября 1892 г.Она жила в тихой подмосковной Тарусе. Так же была за границей.Училась довольно бессистемно: в музыкальной школе, в католических пансионах в Лозанне и Фрейбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах (7 классов). Прослушала в Сорбонне во Франции курс истории старофранцузской литературы.С 6 лет – начала писать, с 16 – печататься, в 18 – выпустила большой сборник – «Вечерний альбом».Её семья – трудовая научно-художественная интеллигенция.
Отец поэта Иван Владимирович Цветаев Отец её – сын бедного сельского попа.Только своими трудом и талантом добился он того, что стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея, основателем Музея изящных искусств.Умер, когда Марине был 21 год.
Мать М. Цветаевой Мария Александровна Мейн Мать Марины была из польско-немецкой семьи.Натура художественно одаренная, музыкантша.Скончалась рано, но сильно повлияла на свою дочь: «Музыка, природа, стихи, Германия… Одна против всех.»
Бракосочетание с Сергеем Эфроном С. Эфрон был другом детства Марины.Честный и справедливый человек.Был белым офицером, пережил разгром Деникина и Врангеля.Стал пражским студентом.
Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.Цветаева с 1914 по 1922 год
Дача в Тарусе Слева направо: И.В.Цветаев, Лера. Андрей, Анастасия, Марина, Мария Александровна Мейн и гувернантка Мария Генриховна. 1902 год.
Литературные интересы Марины в юности Цветаевой овладевает наивно-романтический культ Наполеона и его сына – «Орленка», герцога Рейхштадского. Марина зачитывается исторической и мемуарной литературой о своих героях.Также она была погружена в Пушкина, в Гёте и немецких романтиков.В начале Первой Мировой войны Марина пишет стихи, прославляя ими свою Германию – страну Канта, Гёте и златокудрой Лорелеи: Ты миру отдана на травлю, И счета нет твоим врагам! Ну как же я тебя оставлю, Ну как же я тебя предам?..
Основные черты характера Марины Всегда оставалась сама по себе и была против всех.Характер ее был трудный, неуступчивый, неровный: восторженная «барышня», своевольная «бунтарка».Любила жизнь.Хорошо знала себе цену. Была горда собой.По литературному поводу говорила: «Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность – Жизнь».
Впечатления от первых стихов Цветаевой Её стихи, основанные на реальных фактах, от действительно пережитого, подкупали талантливостью, своеобразием и непосредственностью.Похвала Брюсова: «Талантливая М. Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни…»Отзыв Гумилева: «…нова смелая интимность.., ново непосредственное, бездумное любование пустяками жизни…»Восторженное послание М. Волошина: К Вам душа так радостно влекома… О, какая веет благодать От страниц «Вечернего альбома»!..
Поэзия Цветаевой Поэзия была монументальной, трагической, мужественной.Писала только о самом дорогом и многозначительном – о любви и искусстве, о жизни и смерти, о Пушкине и Гёте…Устраивала самые смелые эксперименты со стихом.Поэзия- это ее напасть, ее богатство, ее святое ремесло.Марина выделяла в своем зрелом творчестве ненависть к «бархатной сырости» и полости. Удивительная энергия поэтического выражения тем.
Отношение Цветаевой к Октябрьской революции Вообще, по своей натуре Цветаева была патриотка, но революцию она не поняла и не приняла.Она ее никак не ощутила, представила ее лишь как восстание «сатанинских сил».На «вечере поэтесс» Цветаева шокировала своим видом: была в напоминающем подрясник платье, в валенках, с солдатским ремнем, с полевой офицерской сумкой на боку… Но с настоящим голосом поэта, читавшего страшно фрондерские стихи.
Белая эмиграция В мае 1922г. Советская власть разрешила ей с дочерью уехать за границу – к мужу.Берлин, 3 года в Праге, 1925г.- Париж.Жизнь была трудная, зарабатывала Цветаева на своем творчестве.Поначалу белая эмиграция приняла Марину, ее охотно печатали и хвалили. Но вскоре всё изменилось.Цветаева не стала печатать «русскую Вандею», убедившись в том, что в этой книге нет ни человеческой, ни исторической правды.«Ни к какому поэтическому или политическому направлению не принадлежала и не принадлежу».
Дочери Ариадна и Ирина
«Мой читатель, несомненно, в России...» В 1922-1923 гг. издала за рубежом книги: «Царь-Девица», «Стихи к Блоку», «Разлука», «Психея», «Ремесло». В 1924 г.- «Молодец». Потом перерыв до 1928 г.Цветаева много пишет, но написанное не попадает в печать.«В 1922 г. Уезжаю за границу, а мой читатель остается в России, куда мои стихи не доходят…»С влиятельными литературными кругами была в натянутых отношениях: «Они не Русь любят, а помещичьего «гуся»- и девок».Одиночество. «Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моем бесправии (защиты - нет). «…Но…до последней строки буду писать, что слабых стихов не дам».Она сохранила, несмотря на сложности, свою личность: «Быть человеком важнее, потому что нужнее…»
Новый взгляд поэта на Октябрьскую революцию. Тяга к родине Эта революция внесла в мир что-то новое.Цветаева хорошо видела в нарядной Европе мир нищеты и бесправия. В этой настоящей жизни людей труда есть и поэзия.Чаще стала писать сатирические произведения(«Хвала богатым»).«Родина…непреложность памяти и крови…» Ей было интересно, что там творится. Она думает о новой родине, о Советском Союзе, его жизни, культуре, поэзии, о «новоселах моей страны»
Отношение Цветаевой к Маяковскому Накануне отъезда Цветаевой из России Маяковский сказал, «что правда - здесь». И Цветаева за границей утверждала, что после чтения о России Маяковского, складывается мнение, «что сила – там».После этих слов Марину изъяли из «Последних новостей»: «..она приветствует новую Россию»...Цветаева считала Маяковского как «первого нового человека нового мира», «первого в мире поэта масс», «первого бойца» за новый мир.Он заставлял нас думать на век вперед.После смерти поэта Цветаева посвятила ему цикл своих стихов.
Последние дни в эмиграции Русь для нее – достояние предков, Россия – горестное воспоминание «отцов», потерявших свою родину, а СССР – это новая родина для «детей».Цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии – это последнее, что написала Цветаева в эмиграции.Важное значение для понимания её поэзии заключается в цикле «Стихов к сыну».
За границей. Ариадна и Георгий
Поэтическое развитие Цветаевой Марина росла очень быстро, постепенно овладевая своим искусством и развивая его.Сначала научилась рисовать пейзаж и обстановку, которые создают культурно-исторический колорит.А также – человеческий характер: Здесь у каждого мысль двоякая, Здесь, ездок, торопи коня. Мы пройдем, кошельком не звякая И браслетами не звеня...
Мастер русского стиха Уже в 1916-1920 гг. Цветаева находит свою манеру письма и становится мастером русского стиха.Отличительная черта – сильный и звонкий голос настоящего поэта.Увлекается французской литературой XVIII века.. В этом стиле написаны стихи: «Плащ», «Дон Жуан», «Комедьянт» и др.Использует романтическую игру слов, острый диалог: - Посторонитесь! Обожжете кудри! - Не беспокойтесь! Я сама – огонь.В стихах есть драма и осознание себя великим поэтом: Есть на свете поважней дела Страстных бурь и подвигов любовных.
Главные образы С 1916 г. у Цветаевой в стихах господствуют образы: российской природы, её истории, национального характера. Ощущается полная свобода, высокая темпераментность, бурная эмоциональность.Россия – дух бунтарства, своеволия.Образ лирической героини – женщина с «гордым видом» и «бродящим нравом» («кабацкая царица»: Целовалась с нищим, с вором, с горбачом, Со всей каторгой гуляла – нипочем!)Но в дальнейшем женское лицо – лирический образ автора.
Черты стихотворного стиля Цветаевой Резкая экспрессия стихотворной речиМолниеносные темпы.Легкая игра со словом.Затаенная страсть и энергия.Скупость стихотворной речи, её афористичность.В стихотворении только всё самое необходимое.Возникновение неукротимого женского характера.
Перелом в творчестве В 1921 г. меняет свой основной тон поэзии на «большой стиль». Лирические формы переходят в Лирико- поэмы стихотворные эпические трагедииКонструкцииГлавная форма речи – монолог двух персонажей.Стих отвердевает.Обиходное слово обретает высокое звучание.Цветаева прибегает к Библии и к античности.
Последние дни жизни поэта В 1939 г. Цветаева восстановила советское гражданство и вернулась на родину.«Зола эмиграции… я вся под нею – как Геркуланум, - так и жизнь прошла».В России уже не была желанным гостем.Муж и дочь подверглись необоснованным репрессиям.В Москве занялась переводами.Война. Эвакуация забросила в Чистополь, далее в Елабугу.Наступил «одиночества верховный час». Потерявшая волю, Марина 31августа 1941г. покончила с собой.
Здесь жила и ушла из жизни М.И.Цветаева
Памятник Марине Цветаевой в Елабуге