Проект «Лермонтов и Кавказ» Тема исследовательского проекта:Графическое и живописное наследие М.Ю. ЛермонтоваАвтор проекта: ученица 9А классаМОУ СОШ №3 с.КамбулатСудавцова АнастасияКоординатор проекта: учитель литературыМОУ СОШ №3 с.КамбулатГрибанова Ирина Эдуардовна
Художественное наследие Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком. Помимо высокого дара поэзии и природной музыкальности, он был наделён большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, он бы стал большим русским художником.
Автопортрет Лермонтова
Тематика работ Лермонтова-художника По своей тематике и жанровым признакам работы Лермонтова-художника могут быть разбиты на несколько групп: 1) военная тема (она преобладает); 2) пейзажи (составляют большую часть картин Лермонтова и занимают значит. место среди его рисунков; среди акварелей их немного); 3) портреты (этот жанр Лермонтов разрабатывал главным образом в акварелях и рисунках; 4) карикатуры (один из любимых жанров Лермонтова; они присутствуют в его альбомах и в альбомах его друзей; большая часть карикатур пока не расшифрована); 5) жанровые сцены (светские сцены, кавказский быт, сцены из крестьянской жизни; Лермонтов разрабатывал эти темы главным образом в рисунках); 6) наброски и рисунки, не имеющие определенного сюжета, изображения всадников, военных и лошадей; экспрессия, динамичность, лаконичная выразительность делает многие из них маленькими шедеврами; 7) иллюстрации — самая небольшая группа рисунков поэта. Среди них — несколько автоиллюстраций: к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), зарисовки на полях и заглавном листе «Вадима» и на полях «Сашки», рисунок на автографе стихотворения «На севере диком…», а также 4 иллюстрации к повести А. А. Бестужева (Марлинского) «Аммалат-бек». Сюда следует добавить 5 акварелей.
Живописные произведения Лермонтова не профессиональны, они нередко грешат против правил мастерства, но все имеют только им присущую гамму красок, своеобразный аспект восприятия природы, подлинных зрительных впечатлений поэта.
Талант художника Лермонтова очень многогранен. Он увлекался портретом, изображая с большой достоверностью людей своего круга. Ему великолепно удавались пейзажи, как в живописи, так и графике. Лермонтов проявил себя незаурядным мастером карикатуры и анималистических зарисовок скачущих лошадей и групп всадников. Множество его работ посвящено военной тематике – это изображение поединков, сражений, вооружённых черкесов, русских офицеров и юнкеров.
Художественное наследие Лермонтова является подлинной изобразительной летописью его жизни. Огромное место, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ. Почти все самые лучшие картины, рисунки акварели поэта связаны с зародившейся в детстве любовью к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа. Сам Лермонтов признавался, что привёз из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку», они и послужили ему материалом для будущих картин. Именно по возвращению с Кавказа талант Лермонтова – живописца раскрылся в полной мере. На многих рисунках и картинах Лермонтова изображены конкретные места Кавказа, бесспорно, выполненные с натуры, поскольку они очень точны в деталях.
Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса – всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова «Вид Тифлиса». Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.
М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Масло. 1837
Древняя столица Грузии – Мцхета ярко отражена как в художественном, так и в поэтическом творчестве Лермонтова. Великолепие гор, величественные стены собора Светицховели, развалины монастыря Джвариссагдари воскрешали в памяти поэта давно минувшие образы. Эти места воспел Лермонтов в поэме «Мцыри», действие которой происходит «…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…»Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты».
М.Ю. Лермонтов. Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Масло. 1837
М.Ю. Лермонтов. Сцена из кавказской жизни. Масло. 1838
М.Ю. Лермонтов. Крестовый перевал. Масло. 1837–1838
Одна из лучших живописных работ Лермонтова «Крестовая гора» написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года. Вот как описывает свои впечатления Лермонтов в письме своему другу С. Раевскому: «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь».
М.Ю. Лермонтов. Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами). Масло. 1837–1838
М.Ю. Лермонтов. Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография, раскрашенная акварелью. 1837–1838
М.Ю. Лермонтов. При Валерике. Похороны убитых. Акварель. 1840
Одной из картин на военную тему явилось полотно «Перестрелка в горах Дагестана». Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами.
М.Ю. Лермонтов. Перестрелка в горах Дагестана. Масло. 1840–1841
М.Ю. Лермонтов. Вид Пятигорска. Масло. 1837
М.Ю. Лермонтов. Воспоминание о Кавказе. Масло. 1838
М.Ю. Лермонтов. Кавказский вид с Эльбрусом. Масло. 1837
М.Ю. Лермонтов. Черкес. Масло. 1838
В гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем Монго Алексей Аркадьевич Столыпин – друг и родственник Лермонтова. Его изобразил Лермонтов в костюме курда в замечательной акварели.
М.Ю. Лермонтов. Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда. Акварель. 1841
М.Ю. Лермонтов. Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары. Карандаш. 1837
М.Ю. Лермонтов. Пляска грузинок на плоской кровле. Итальянский карандаш. 1837
М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Метехский замок. Карандаш. 1837
М.Ю. Лермонтов. Скачущий всадник и наброски мужских голов. Перо, чернила. 1832–1834
М.Ю. Лермонтов. Черкес, стреляющий на скаку. Карандаш. 1832–1834
М.Ю. Лермонтов. Всадники, спускающиеся с крутого склона к воде. Карандаш. 1832–1834
М.Ю. Лермонтов. Всадник в восточном костюме со знаменем. Сепия. 1836
М.Ю. Лермонтов. Кавказский вид с арбой. Карандаш. 1837
М.Ю. Лермонтов. Вид Бештау близ Железноводска. 1837
Лермонтов, как и многие великие поэты и художники, изобрёл свою собственную тайнопись. Например, Леонардо Да Винчи писал зеркально так, что его текст можно было прочитать при помощи зеркала. Лермонтов зашифровывал имена и фразы из своих стихотворений в штриховке на рисунках. Тайнопись – это способ зашифровки каких-либо имён и фраз, у художников это способ незаметной вставки текста в свои работы и их маскировка. «Тайнопись Лермонтова» была обнаружена одним профессиональным художником-графиком, Л.Н. Шаталовой.
Рисунки и картины Лермонтова, которых он создал большое количество за свою недолгую и беспокойную жизнь, – это живописные и графические дневники его жизни. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника. «Как я любил, Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы, Твоих небес прозрачную лазурь И чудный вой мгновенных, громких бурь…»
Источники: http://lermontov.niv.ru/lermontov/kavkaz/vid.htmhttp://ru.wikisoarce.org/wiki/http://javascript:window.close.http://www/a4format.ruЭнциклопедия знаменитых россиян. Трушко Е.А., Медведев Ю.М.М.Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в 4-х томах. Том IИстория русской литературы XIX века. Первая половина. А.И. Ревякин.Русская литература под редакцией Н.И. Громова (издание 2-е). Мануйлов В.А. Летопись жизни и творчества М.Ю.Лермонтова. Рясова И.И. «Где по кремням Подкумок мчится…»Елизавета Яковкина «Последний приют поэта. Домик Лермонтова».Арнольди А.И. «Лермонтов в Пятигорске в 1841г.».Мануйлов В.А. «Летопись жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».