Русское искусство 2 пол.19 века Основные направления и особенности
«Легче, кажется, познать Вселенную, чем Россию» (В.Г.Распутин)
Реализм От латинского «вещественный, действительный»Широкое понятие, означающее воплощение правды жизни в искусствеХарактерны объективность отображения действительности, воспроизведение типичных характеров конфликтов и ситуаций
Русский реализм «Народ» - ключевое понятие русского искусства 2пол.19векаВлияние искусства на общественную жизнь РоссииОтражение бедности, нищетыКритика традиционной народной жизниВыражение чувств и переживаний разных сословийНеприятие общественных порядковВера в воспитательную миссию искусства
Живопись 1857 год.«Товарищество передвижных выставок» -объединение русских художников, выступавших против классической школы живописи Основоположники русского реализмаХудожники – передвижники:И.Н.КрамскойВ.Г.ПеровН.Н.ГеИ.Е.РепинВ.И.СуриковА.К.СаврасовИ.И.ШишкинИ.И.ЛевитанА.И.КуинджиВ.М.Васнецов
Архитектура Эклектика – смешение европейского и древнерусского зодчества«Псевдорусский стиль» - имитация архитект. Элементов деревянных изб с резными украшениями
Скульптура Основная задача –увековечивание великих событий из истории России, её выдающихся сынов
музыка «Могучая кучка» - кружок русских композиторов (Санкт- Петербург)М. А. БалакиревМ.П. МусоргскийА.П.БородинН.А.Римский- КорсаковНациональное русское искусство должно отображать образ народа, его историю и героев
Композиторы и их произведения РомансыОпера «Князь Игорь»Оперы «Борис Годунов», «Хованщина»Оперы «Снегурочка», «Садко»
Петр Ильич Чайковский Произведения:Оперы(10):«Евгений Онегин» (1878)«Мазепа» (1883)«Пиковая дама» (1890)балеты:«Лебединое озеро» (1876)«Спящая красавица» (1889)«Щелкунчик» (1892)Симфонии(7):Шестая или «Патетическая»увертюры:«Ромео и Джульетта» (1869)«Гамлет» (1888)«1812 год» (1880)
«Проводы покойника» Картина написана В.Г. Перовым в 1865 году.Крестьянские похороны предстают не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческойКартина находится в Третьяковской галерее
«Грачи прилетели» Картина написана А.К. Саврасовым в 1871 г.Стала самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом РоссииИ. Н. Крамской, касаясь других пейзажей на выставке, фиксирует : «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».Находится в Третьяковской галерее
«Над вечным покоем» Автор картины- И.И. Левитан, создатель «пейзажа настроения»Картина написана в 1894 г.Картине присуща скорбная одухотворенность образаНаходится в Третьяковской галерее
«Утро стрелецкой казни» Автор картины -В.И.Суриков«Утро стрелецкой казни» — грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея), — производит фурор. Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года — казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I — Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. «Стрельцы» родились из впечатления от «горящей свечи на белой рубахе»
«Царевна Софья» Автор картины – И.Е.РепинКартина написана в 1879 годуОсовременивая мотивы отечественной истории, мастер превращает картины в мощные сгустки чувств и эмоций — гнева и ненависти старого к новому («Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре»)Находится в Третьяковской галерее
«Богатыри» Картина написана В.М. ВаснецовымВремя написания – 1881-1898 гг.Наибольшую известность получила картина с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, охраняющих границы отечества.Находится в Третьяковской галерее
«Утро в сосновом бору» Автор – И.И. Шишкин, медведи написаны В.Савицким.Картина написана в 1889 годуВ эпических образах раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной). Хранится в Третьяковской галерее
Храм Спаса-на-Крови В 1907 было закончено возведение храма Воскресения Христова, который строился с 1883. Храм (народное название Спас-на-Крови) был построен по проекту архитектора А. А. Парланда на набережной Екатерининского канала, где было совершено покушение на Александра II. Девятиглавый храм, возведенный в стиле московского зодчества 16-17 вв., отличается сложным живописным силуэтом, богатейшим мозаичным убранством (мозаики по эскизам В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, Н. А. Кошелева, В. В. Беляева, Н. Е. Харламова, А. П. Рябушкина и др.). Мраморный иконостас был изготовлен в Генуе.
Храм Христа Спасителя Построен в Москве в 1837-83 на месте бывшего Алексеевского монастыря по проекту К. А. Тона(1832) как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Высота здания 103, 3 м.
Скульптура Памятник «Тысячелетие России». 1862. Скульптор М. О. Микешин.Памятник А. С. Пушкину в Москве на Пушкинской площади. Скульптор А. М. Опекушин. 1880.М. М. Антокольский. «Царь Иоанн Васильевич Грозный». Мрамор. 1875 год. Скульптура выполнена по заказу П. М. Третьякова. Третьяковская галерея.
выводы