Предмет: История Красноярского края (НРК) 900igr.net
Материальная культура. Материальная и духовная культура русского населения Сибири развивалась как своеобразная часть общерусской культуры. Выходцы из всех районов страны стремились возродить на новом месте свой привычный хозяйственно бытовой уклад жизни.
Сибирские условия и время отобрали самое полезное и нужное. Ведущим стал северно-русский тип культуры т. к. переселялись главным образом из поморья заметно повлияли на культуру работа и жизнь бок о бок с коренным населением смешанные браки.
Русские ставили рубленные одним топором избы на высоких жилых или хозяйственных подклетах. Нередко две ее жилые половины разделялись сквозными сенями. Устроенные в верхних венцах сруба небольшие слюдяные оконца, подклеит, и высокая крутая крыша придавали избе сходство с небольшим укреплением. В приполярных районах края жилые и хозяйственные постройки располагались в одну линию под крышей. Жилой дом с хозяйственными постройками, окруженными высокими забором, составляли двор. Его обитателями чаще всего была большая семья, такая семья состояла 10-25 человек легче справлялся с трудностями первичного освоения края-поднимать целину, расчищать лес под пашню, заниматься различными промыслами и ремеслами , нести повинности казне.
Села и деревни нашего края были малодворными. Только вокруг порубежного Красноярска располагались крупные укрепленные селения в несколько десятков дворов.
Жители края чаще, чем в европейской России носили меховую одежду, шапки, обувь, рукавицы, рубахи, платки и сарафаны. Больit ели рыбы, дичи, меньше пользовались глиняной посудой. Интересно и еще то, что первые красноярцы были не выше 165см. Дети умирали в 3 раза чаще взрослых. По состоянию костей видно, что из болезней свирепствовала ЦЫНГА. Деформированные скелеты также свидетельствуют о непомерных физических нагрузках красноярцев.
Духовная культура. Грамотность в крае была несколько выше общероссийского уровня. Немало грамотных людей обучали детей на дому. На енисейском рынке пользовались спросом бумага, богослужебные и «учительные» книги. Читалась и местная литература. Есть известия, что в Енисейске и Туруханске велись летописи. Любили на берегах Енисея исторические песни о взятии Казани, Ермаке Степане Разине.
По выражению церковников , по вечерам устраивались «бесовские игры», во время которых «рядились в хари»,пели песни, и «в ладони били». В середине века тобольский архиепископ жаловался в Москву, что в Сибири «умножилось всякого беззакония, в том числе… скоморошества и всяких игр бесовский и кулачново бою и на качелях качаютца и иных всяких неподобных дел умножилось много».
Красноярцы увлекались шахматами, лыжными катанием с гор, борьбой, конными скачками. Зимой, особенно в святочные праздники и на масленицу, любимым развлечением было катание на коровьих шкурах или на деревянных катках со специальных ледяных горок и просто с крутых берегов рек. Жители края обладали развитым практическим кругозором. Казаки и промышленники прекрасно знали географию, растительный и животный мир края и соседних крупных районов, племенной состав, язык и обычай сибирских народов.
Очень популярны были «Потешные действа» народных певцов и актеров-скоморохов.
Составленные землепроходцами сказки и чертежи «незнаемых» ранее мест содержат ценнейшие сведения по истории Сибири того далёкого 17 века. На счету у русских первожителей много выдающихся географических открытий. Так, Хабаров, Атласов, Поярков, Москвитин и многие землепроходцы были казаками. Из богатейшей кладовой природы использовали каменный уголь, слюду, графит, железные руды. В лечебных целях широко применяли Волчью траву, зверобой,березовые почки, малину, «лиственную губу». От китайцев узнали о лечебных свойствах ревеня.