Художественная культура в первой половине XIX века
Рассказать о феномене золотого века русской культуры и об исторических предпосылках его возникновения;Раскрыть художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX – начала XX века.
В истории тысячелетней культуры- от Киевской Руси до императорской России, ХIХ век занимает особое место. Первая половина ХIХ века отмечена появлением настоящих шедевров в живописи, музыке, литературе, театре, поэтому этот период в развитии России был назван «»Золотым» веком Русской культуры.Это столетнее движение вместилось в две даты: “золотой век” начался рождением А. Пушкина, а закончился смертью не менее великого метафизика-философа В. Соловьева.
-тот взлет Духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом(эпохой возрождения)-время объемного, научного подхода к русской культуре- время, когда русская идея становится определенной,“знаковой” системой самых разных общественных движений- время, когда в полной мере выразился философско-моральный, соборно - собирательный характер русской культуры-это время небывалого развития такой системы, как художественная культура, которая становится именно в ХIХ веке классической
Феномен «Золотого» века можно объяснит следующими причинами:разрушение сословно-дворянской культуры-Отечественная война 1812 годареформы Александра IIотмена крепостного прававосстание декабристов 1825г западноевропейские революции распространение марксизма
Важнейшей особенностью первой половины XIXвека была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилейРомантизм- характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
А.Н. Островский, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.Н. Плещеев, Я.П. Полонский, А.В. Кольцов, И.С. Никитин, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, К.Н. Батюшков
В период «Золотого» века начинается новая страница в истории русского театра, где смена художественных направлений происходила столь же быстро, как и в литературе. Центрами театрального искусства были Александрийский театр в Петербурге и Малый театр в Москве Герцен, говоря об игре русских актеров, отмечал: «Они были великие артисты, артисты по призванию и по труду. Они создали правду на русской сцене»
В 20-30-е годы, в театрах все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом на внутренних переживаниях героев. Самым ярким представителем является Павел Степанович Мочалов.(трагедии Шиллера и Шекспира, роль Гамлета и Ромео)
В 30-е годы это направление развивается в русской драматургии, несмотря на запреты цензуры, усилившиеся после восстания декабристов. Самым запоминающимся спектаклем того времени был «Ревизор» Гоголя. Основоположником сценического реализма считается лучший актер, игравший Городничего, Михаил Семенович Щепкин
Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В этом веке сложились традиции оперной, камерно- вокальной и симфонической музыки. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор.Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя. Сюжеты легли в основу опер “Майская ночь” и “Ночь перед Рождеством” Н. Римского-Корсакова, “Сорочинская ярмарка” М. Мусоргского, “Кузнец Вакула” (“Черевички”) П. Чайковского и т.д.
Михаил Иванович Глинка ( 1804-1957г. ) , получив серьёзное музыкальное образование в Европе, сумел первым глубоко осознать особенности русской национальной музыки. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Он создал образцы национальной русской оперы- героико-эпическую оперу и оперу- сказку. В создании образа большую роль играет оркестр
Современниками того времени особенно ценилось направление живописи, в котором преобладал исторический жанр с акцентом национальной тематики. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип описания портрета, в своих работах отражали различные идеалы национального подъема
И.К. Айвазовский «Девятый вал»
К.П. Брюллов «Последний день Помпеи»
А.А. Иванов «Явление Христа народу»
Ведущими направлениями XIXвека стали - романтизм и реализм. Но Представители обоих этих течений:писатели,поэты,драматурги,музыканты,философы,художники-обращались к историческому прошлому России, пытаясь найти ответы на современные вопросы. Эти люди способствовали формированию национального самосознания русских людей.Ведущими направлениями XIXвека стали - романтизм и реализм. Но Представители обоих этих течений:писатели,поэты,драматурги,музыканты,философы,художники-обращались к историческому прошлому России, пытаясь найти ответы на современные вопросы. Эти люди способствовали формированию национального самосознания русских людей.