Художественная культура Древней Передней Азии (Месопотамии)
ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ
1. Возникновение шумерской письменности
III тыс. до н.э. – появление письменности у шумеров Клинопись – письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек
Писали на табличках из мягкой глины, тщательно очищенной от всяких примесей В качестве инструмента для письма использовали заточенные тростниковые или деревянные палочки Когда табличка была исписана – ее обжигали, так как в обожженном виде она хранилась долго
Перевод текста одной из шумерских табличек (школа) В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: «Почему ты опоздал?». Я испугался, сердце мое бешено заколотилось. Подойдя к учителю, я поклонился до земли. Отец дома табличек выпросил мою табличку, он был ею недоволен и ударил меня. Потом я усердствовал с уроком, мучился с уроком. Классный надсмотрщик приказал нам: «Перепишите!». Я взял свою табличку в руки, писал на ней, много не понимал, не мог прочесть… Судьба писца мне опостылела, Судьбу писца я возненавидел…
Город Ниневия (Ассирия) – обнаружена библиотека царя Ашшурбанипала (669-633 г.г. до н.э), где найдено более 30 тыс. табличек
Архитектура Древней Передней Азии
Зиккурат – ступенчатый храм, имеющий 3-7 ярусов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пандусами Пандус – наклонная плоскость, заменяющая лестницу 1. Ступенчатость зиккурата символизировала устройство мира в виде лестницы, связывающей небо и землю 2. На верхней площадке располагалось святилище, где находилась статуя божества 3. Верхняя площадка также использовалась для наблюдения за планетами Первыми ЗИККУРАТЫ начали строить ШУМЕРЫ, позднее вавилоняне и ассирийцы заимствовали у шумеров идею строительства подобных храмов
Зиккурат в городе Уре
Висячие сады Семирамиды, г.Вавилон (IV в до н.э)
Ворота храма богини Иштар (Вавилон, IV в до н.э.) – реконструкция. Музей Пергамон, Берлин
Основные черты искусства Передней Азии Массивная монументальность Кирпич – основной строительный материал Сильное влияние шумерского искусства на архитектуру др.государств Передней Азии
Художественная культура Китая
Строительство первой стены началось в III веке до н. э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди (династия Цинь), в период Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) для защиты государства от набегов кочевого народа хунну. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, то есть около миллиона человек. Длина стены со всеми ответвлениями составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров. Длина же самой стены от края до края — 2.500 км.
В период правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 н. э.) Стена была расширена на запад до Дуньхуана. Также была сооружена линия сторожевых башен, уходившая вглубь пустыни, для защиты торговых караванов от набегов кочевников. Те участки Великой Стены, которые сохранились до нашего времени, были построены, в основном, при династии Мин (1368—1644). В эту эпоху основными строительными материалами были кирпич и каменные блоки, делавшие конструкцию более надёжной.
Манчжурская династия Цин (1644—1911), преодолев Стену с помощью предательства У Саньгуя, отнеслась к Стене с пренебрежением. За три века правления Цин Великая стена почти разрушилась под воздействием времени. Лишь небольшой её участок около Пекина — Бадалин — поддерживался в порядке — он служил своего рода «воротами в столицу». В 1899 году американские газеты пустили слух о том, что стена будет и вовсе снесена, а на её месте построено шоссе.
В 1984 году по инициативе Дэн Сяопина стартовала программа по реставрации Великой Китайской стены, финансируемая из средств китайских и зарубежных компаний, а также частных лиц.
При укладке каменных блоков стены употреблялась клейкая рисовая каша с примесью гашёной извести
Ежегодно проводится популярный легкоатлетический марафон «Великая Стена», в котором часть дистанции спортсмены бегут по гребню Стены.
Художественная культура Древней Индии
Понятия Ступа (погребальный холм) – культовое сооружение буддизма, внешне напоминающее купол современного планетария, место хранения священных реликвий Будды (наиболее крупная ступа по размерам сопоставима с египетскими пирамидами)
Ступа в Санчи, III-II вв. до н.э.
Некогда Большую ступу покрывала белоснежная штукатурка, ослепительное сияние которой дополняло свечение вызолоченного шпиля. Шпиль увенчан тремя зонтиками, символизирующими небесные сферы и три буддийские ценности: Будду, Учение и монашескую общину. гладкую поверхность ступы эффектно оттеняет ограда из песчаника кpacнoгo цвета. Она очерчивает пространство ритуального обхода и как бы воспроизводит движение звезд и солнца вoкpyг мировой горы. Проход к ступе обеспечивают ворота, pacположенные по осям север - юг, запад - восток. Они образуют крест, центр котopoгo совпадает с центральной точкой воображаемой вселенной и означает равномерное распространение учения Будды во все стороны. Кроме тoгo, ворота отмечают границу двух миров, сакрального и земного. Ворота состоят из двух квадратных в плане столбов и трех изогнутых горизонтальных балок, которые соединяются скульптурами или плитами.
Северные ворота Большой ступы Восточные ворота Большой ступы
«Дерево мудрости» Рельеф западных ворот
Понятия Чайтьи - пещерные храмы для моления.
Скальный храм – чайтья Чайтья в Карли, I в. до н.э. Самый большой пещерный храм, расположен на глубине 40 м.
отблески света в чайтье Скальный храм – чайтья в Аджанте, Индия,~ 6 в. РХ ,