Одежда и религия Форма и содержание Религиозное искусство
Облачение религиозных служителей и одежда последователей того или иного вероучения представляют собой целостный ансамбль, в котором соединяются символическое и утилитарное. Цвет и фактура ткани, специфика кроя, особенности отделки, головные уборы являются способами декларации веры. Барух Агадати исполняет танец хасида с талесом. Конец 1920-х Одежда хасидского раввина – черный шелковый или сатиновый кафтан, белая рубашка и широкополая шляпа для будней или меховой штраймл для субботы и праздника. Э. Абжинов. Хасид. 2004
«Внезапно мимо прошел какой-то мужчина. У него были окладистая борода, пейсы, на голове широкополая шляпа, под пальто традиционная одежда с кистями. Моя соседка взглянула на него и усмехнулась. В ее взгляде сквозило недоумение и презрение. Именно тогда я понял, что без пейсов и традиционной одежды нельзя стать настоящим евреем. Солдат, служащий императору, носит мундир – то же относится к солдату, который служит Всемогущему». Л. Крестин. Портрет хасида. 1898 И. Зингер. «Раскаявшийся» А. Ройтбурд. Пушкин хасид. 2010 Кадр из фильма «Приключения раввина Якова». Реж. Ж. Ури. 1973
Одежда православного священника призвана постоянно напоминать о том, что церковь есть «царство не от мира сего», что она по своей природе отлична от обыденности и суеты мира. Своей многослойностью и архаичностью одежда ограничивает и самого священнослужителя, и окружающих, призывая к степенности, скромности, строгости. Такая одежда была широко распространена две тысячи лет назад, во времена земной жизни Христа, и в наше время ее подчеркнутая несовременность возвращает к мыслям о вечном. Об этом же говорит и черный цвет повседневных одежд духовенства. Это цвет покоя, отсутствия страсти, цвет отречения от внешней жизни и сосредоточенности на внутреннем, духовном. И. Крамской. Христос в пустыне. 1872 М. Нестеров. Монах. 1913
М. Нестеров. Философы (С. Булгаков и о. П. Флоренский). 1917 На о. Павле Флоренском белый холщовый подрясник и скуфейка. П. Корин. Местоблюститель Патриаршего престола Сергий, митрополит Московский и Коломенский. 1937 Будущий патриарх облачен в белый клобук с бриллиантовым крестом, фиолетовую мантию и шитый золотом омофор.
Во время богослужений священники и дьяконы облачены в особые одеяния — ризы. Главные из них — стихарь и фелонь. Стихарь — это длинная одежда из светлой материи, символ духовной чистоты и света спасения. Обычно ее носят дьяконы. Фелонь же похожа на плащ с отделкой и напоминает о древнейшей богослужебной одежде Христа и апостолов. Фелонь. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1910 Стихарь из парчи и шелка Фелонь и подризник
Священники и епископы во время службы надевают епитрахиль — длинную ленту, огибающую шею и обоими концами спускающуюся на грудь. Она обозначает Божественную благодать и в то же время большое бремя трудов. Епитрахиль символизирует ярмо (хомут) — ведь служитель церкви «впрягается» в духовную работу. Об этом говорит и вышивка: шесть крестов на епитрахили – это шесть церковных таинств, которые может совершать священник, а седьмой крест – на шее – обозначает, что он слуга церкви и Христа. Епитрахиль Нельзя использовать костюм для простой «показухи». Роскошь должна быть оправданной. Так, шитые золотом ризы и дорогие наперсные кресты с тяжелыми золотыми цепями, которые мы видим на православных архиереях, символизируют истинное сияние веры, роскошь Рая и человечество — заблудших овец, которых Христос взял на свои плечи.
Костюм большинства активных последователей и служителей религиозных культов несет на себе наследие традиционной культуры с ее принципом декоративной драпировки тела, скрывающей формы. Крой большинства таких одеяний имеет в своей основе прямоугольник, полукруг, овал, крест. Ф. Бек. Старый мулла. Около 1615 Принципами выбора одежды в большинстве религий являются избегание излишества и соответствие статусу (прежде всего возрасту и общественному положению). Мулла Бакир, поверенный. Из «Альбома занятости». Конец XIX в. Иран Мулла. Турецкая миниатюра XVII в. Г. Гагарин. Мулла из Шемахи (Азербайджан). XIX в.
Муллы в мечети Азизия, Батум. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1910-е Одежда должна защищать тело человека и скрывать то, что нельзя показывать. Наиболее регламентировано в этом смысле женское одеяние. Как и любое порождение традиционной культуры, религия строго регламентирует межполовое различие в одежде. В. Фролова. Мулла. 2013
Ислам и иудаизм гораздо жестче регламентируют повседневную жизнь своих последователей, чем христианство — и западное, и восточное. Непременными требованиями к женской одежде в исламе являются закрытость всего тела, кроме лица и кистей рук, отсутствие видимых украшений, привлекающих внимание мужчин, неприемлемость прозрачных тканей и облегающего кроя. М. Сарьян. Идущая женщина. 1916 Разработка современной исламской моды – купальники-буркини. Ахеда Занетти – модельер, разработавшая в 2007 г. купальник для мусульманок, со своей моделью, демонстрирующей буркини Женщина в буркини
Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу Т. Воронцовой Журнал «Искусство» № 7–8/2014 Женщина, намеревающаяся пойти в Такийе-йе-доулат. Из «Альбома занятости». Конец XIX в. Иран