ОСНОВНЫЕ СТИЛИ ИСКУССТВА 17-18 ВЕКОВ
СТИЛЬ – совокупность художественных средств и приёмов их использования, характерная для произведений искусства какого-либо художника, крупного художественного направления или целой эпохи. Искусство 17 века неразрывно связано с формированием и развитием различных стилей.
Искусство конкретной эпохи шире круга явлений, называемых стилем. Если 17 век ассоциируется со стилем барокко, то это не значит, что данный стиль был единственным. Наряду с барокко в 17 веке развивались разные стили: маньеризм, - рококо классицизм реализм
МАНЬЕРИЗМ (ит. Manierismo – вычурный Это скорее мода, чем большой стиль. Стиль возник в середине 16 века Изысканная виртуозная техника вычурность образов, напряжённость Сверхъестественные сюжеты Разрушение ренессансной гармонии и равновесия
живопись Эль Греко Доменико Теотокопули (1541–1614) Первый выдающийся художник испанской школы живописи. «Святое семейство»
«Христос, исцеляющий слепого»
«Апостолы Пётр и Павел» Изображения святых
Троица «Воскресение Христа»
Св. Иероним в образе кардинала Портрет идальго Психологические портреты
Барокко – это стиль европейского искусства и архитектуры XVII – XVIII веков, сформировался в Италии. В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). БАРОККО
Барокко (ит. barocco – причудливый) - стиль искусства XVII-XVIII веков. Основными категориями эстетики барокко стали красота, грация и декорум. Архитектура стала стержнем нового стиля. В планах зданий начинают господствовать криволинейные очертания, фасады приобретают вогнутую или выгнутую форму, оформляются выступающими фронтонами, карнизами, пилястрами, полуколоннами, обилием ниш, создается иллюзия движения. Архитектура превращается в единый комплекс с открытым пространством.
БАРОККО
Специфические черты стиля барокко. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями; 2. Повышенная эмоциональность; 3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов; 4. Яркая контрастность, эмоциональность образов; 5. Динамизм (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин); 6. Поиск единства в противоречиях жизни; В архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли; 8. Скульптура подчинена общему декоративному оформлению
Церковь Сент Иво в Риме (1642-1660 гг.)
Церковь Сан Карло алле кватро фонтане В Риме. 1635-1667 гг.
Церковь Сант – Андреа аль Квиринале в Риме. (1658 г.)
Площадь собора Св. Петра. Рим. (1657-1663 гг.)
Русское барокко
Церковь Покрова в Филях
Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли (1700-1771 гг.)
Собор Смольного монастыря 1748-1760 гг.
Зимний дворец 1754-1762 гг.
Во Франции ярче других проявился стиль рококо - от фр. «рокайль» - раковина-стиль изысканных и сложных форм, причудливых линий, интриг, авантюр и праздников, главная цель которого забавлять и развлекать.. Иногда считается разновидностью барокко, отказавшегося от монументальности. Рококо – стиль исключительно светской культуры. Стиль зародился в среде французской аристократии. Слова Людовика XV «После нас хоть потоп» можно считать манифестом стиля и характеристикой настроений придворных кругов. Вместо этикета – легкомысленная атмосфера, жажда наслаждений и веселья. Нравы аристократов формировали стиль с его причудливыми, непостоянными капризными формами. РОКОКО
стиль рококо сложился в первой половине XVIII столетия. Помпезность в те годы уже не привлекала зодчих. Искусство в соответствии со вкусами знати приобрело изящество и легкую жизнерадостность. Небольшой особняк, утонувший в зелени сада, изысканный и роскошный внутри — таков основной образ архитектуры рококо. Роскошь в сочетании с тончайшей, почти ювелирной работой характеризует убранство комнат. Мотивы экзотических цветов, причудливых маскарадных масок, морских раковин, обломки камней — все это вкрапливается в затейливые узоры, покрывающие стены.
КЛАССИЦИЗМ
Классицизм - стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции гармоничного идеала Высокого Возрождения. Принципы классицизма Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного. Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее Наследование античности как образцу (Устное пояснение: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи) Подражание “украшенной” природе Главная категория – красота
РЕАЛИЗМ Развивался на рубеже 17-18 веков. Характерные черты реализма – это объективность в передаче видимого, точность, конкретность, отсутствие идеализации, внимание к естеству, искренность чувств.