Художественная культура эпохи Возрождения
Северное Возрождение –культура XV – XVI столетий вевропейских странах, лежащихсевернее Италии. Главнымиочагами Северного ВозрожденияБыли Нидерланды, Германия,Франция. В отличие от Италии,памятников античной эпохиздесь практически несохранилось, и влияниеантичнойкультуры былонезначительным.
Искусство Нидерландов, Германии, Франции развивалось как прямое продолжение готики. Но малознакомая с античной традицией Северная Европа, тем не менее, подпала под обаяние Итальянского Возрождения. По всей Европе распространялись гуманистические идеи, усилилась притягательность итальянского искусства. В результате родился своеобразный стиль Северного Возрождения, где итальянские влияния сочетались с самобытными готическими традициями.Большое влияние на искусство Северного Возрождения оказало и реформационное движение. Реформация, отвергнувшая учение о спасающей роли церкви, отвергла в какой-то степени и искусство. Интерьеры протестантских церквей стали нарочито просты и не шли ни в какое сравнение с богатством и роскошью католических соборов. Ограничив сферы приложения искусства в рамках церкви, реформация способствовала его «развороту» к повседневной жизни. А в этой жизни ведущая роль принадлежала новому социальному слою - бюргерству, вкусы которого предопределили сюжеты и характер изображений Северного Возрождения
В живописи Северного Возрождения нет присущего итальянским мастерам преклонения перед возможностями человека, ощущения его титанизма. Оно поэтизировало «среднего» человека и бюргерские ценности, среди которых не последнее место занимали смирение и благочестие. Художников Северного Возрождения отличало пристальное внимание к миру вещей, окружающих человека в его повседневной жизни. Они скрупулезно передавали мельчайшие детали быта и обстановки, отчего вещи на их картинах казались одухотворенными. Интерес к жизни часто приводил их к изображению нарочито грубого, иногда даже безобразного и уродливого.
Любовь к деталям привела к тому, что внимание мастеров Северного Возрождения стало рассеиваться: на их картинах нет четкого центра композиции, главных фигур, какую-нибудь сценку на дальнем плане можно рассматривать как самостоятельный сюжет. Наконец, сложился такой тип композиции, где вообще не существовало центра, пространство картины заполнялось многими равноправными между собой сценами и группами. Это заметно на картине Лукаса Кранаха Старшего «Адам и Ева в райском саду».
Наиболее ярко черты Северного Возрождения проявились вНидерландах, в творчестве: Яна ван Эйка - мастер портрета, автор более 100 композиций нарелигиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших техникуживописи масляными красками.Портрет мужчины в тюрбане Портрет человека с гвоздикой «Гентский алтарь»
Рогир ван дер Вейден Цель творчества художник видел в постижении индивидуальности личности, был глубокимпсихологом и прекрасным портретистом.«Алтарь трех волхвов» «Читающая Мария Магдалина» Диптих «Распятие»
Иероним Босх считается одним из самых загадочных живописцев в историизападного искусства.Портрет Босха триптих Искушение святого Антония Восхождение в эмпирей. Цикл «Блаженные и проклятые»
Питер Брейгель Старший - мастер пейзажа и жанровых сцен. Зимний пейзаж Мизантроп
В Германии известны: Альбрехт Дюрер- признан крупнейшим европейским мастером ксилографии и одним извеличайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса. Диптих «Адам и Ева». Алтарь Ландауэра.
Лукас Кранах Старший – мастерживописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций,синтезировавший в своём творчестве готические традиции схудожественными принципами Возрождения. «Венера и Амур» «Кардинал Альбрехт Бранденбургский перед распятием» «Адам Ева»
Ганс Гольбейн Младший - живописец ирисовальщик, один из величайших немецких художников. «Мертвый Христос в гробу» Золотурнская Мадонна Автопортрет
Во Франции известен Жан Клуэ .Он заложил основы французской портретной традиции Анн де Монморанси Франциск I Шарлотта Французская
Литература Крупнейшей фигурой СеверногоВозрождения стал ЭразмРоттердамский –Нидерландский философ и писатель,Всеобщее признание которому принеслаего «Похвала Глупости» - сочинение,написанное на латыни в формехвалебной речи, произносимой госпожойГлупостью самой себе. В немвысмеивались человеческие слабости ипороки, которые, по мнению автора,тем опаснее, чем более высокоеобщественное положение занимаетчеловек.
Ульрих фон Гуттен Сатирические диалоги, памфлеты и комические новеллы стали ведущими жанрами в Германии («Письма темных людей», «Диалоги» У. фон Гуттена, «Фацетии» Г. Бабеля и др.). Подавляющая их часть была написана на латинском языке, что делало эти произведения недоступными для массового читателя. В то же время во Франции широкое распространение получила литература на национальном языке. Французские авторы видели свою цель в том, чтобы поднять французский язык на один уровень с латынью и греческим. Формирование французского литературного языка стало одновременно и отражением набирающего силу процесса централизации страны, стремления использовать для этого единый национальный язык.
Национальнымпафосом проникнутыПроизведенияфранцузских поэтовЖоашена Дю Белле(«Защита иПрославлениефранцузского язы-ка»,Пьера де Ронсара(«Плеяды»).Народность игуманизм стали отличительными чертамитворчества ФрансуаРабле. В основу его сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» легли распространенные во Франции истории о великанах, но привычные всем образы Рабле ис-пользовал для пропаганды гуманистических идеалов своего времени.
Размышления о принципах поведения людей в различныхжизненных обстоятельствах стали центральной темой«Опытов» Мишеля де Монтеня. С них началось целоенаправление в европейской литературе - эссеистика (от фр.«essai» - опыт). В Испании гуманистические идеи нашлиотражение в творчестве Мигеля де Сервантеса («Дон Кихот»,«Назидательные новеллы») и Лопе де Вега («Овечийисточник», «Собака на сене», «Учитель танцев»). Мишеляь де Монтень Мигель де Сервантес
ВильямШекспир один из самых знаменитых драматургов мира, автор по крайней мере 17 комедий, 10 хроник, 11 трагедий, 5 поэм и цикла из 154 сонетов. В Англии вершиной литературы эпохиВозрождения стали творения ВильямаШекспира, чье непревзойденное литературноемастерство превратило его в культовую мировогомасштаба («Гамлет», «Король Лир», «Макбет»,«Отелло», «Много шума из ничего», «Укрощениестроптивой» и др.).