Тадж-Махал. Памятник любви и красоты Курс: ЭКН-Д-1-3-БРаботу выполняла: Деревянко Александра
Содержание Введение 2Красота спасет мир 3Кто создатель? 5Тадж-Махал: символ любвиИндия. Тадж-МахалЗаключениеСписок литературы
Введение В этой призентации я хочу рассказать о памятнике любви и красоты-Тадж Махвал.Чем ближе мы подъезжали к цели, тем больше волновался наш гид Атул, рассказывая удивительную историю о создании одного из семи чудес света, красивейшего сооружения Индии. 22 года (1630-1652) более двадцати тысяч человек, в том числе лучшие зодчие и архитекторы Индии, Персии, Турции, Венеции и Самарканда, строили этот воздушно-кружевной мраморный памятник любви мусульманского короля Моголов Шах-Джахана ("повелитель мира") к своей жене Арджуманд Бано Бегум, получившей во время коронации имя Мумтаз Махал, что означает "избранница двора".Они поженились, когда ей было 19 лет. Он любил только юную Мумтаз и не замечал других женщин. Она родила своему властелину 14 детей и умерла, рожая последнего ребенка.Убитый горем император объявил о двухлетнем трауре в стране и вскоре решил построить в тогдашней столице Агре на месте захоронения Мумтаз мавзолей, символизирующий сказочную красоту любимой женщины…
Красота спасет мир Думаю, мне не показалось, и в этом месте повествования на ресницах Атула в самом деле блеснула слеза. "Неужели он каждый раз так проникается, рассказывая эту историю?" — подумала я и, уловив особую интонацию, с которой Атул произносил имя Мумтаз, поняла, что это так. Действительно, потрясающая история, но где же сам Тадж Махал?Ну, конечно, еще надо отстоять длиннющую очередь и перед входом на территорию пройти проверку: женщина в форме сначала проводит по телу металлоискателем, затем ощупывает руками и заглядывает в сумку. Все, можно идти. Но еще надо дождаться мужчин — они стоят в отдельной очереди, которая намного длиннее нашей.Осталось пройти через здание караван-сарая, в арочном проеме которого, наконец, открывается вид на величественный, сияющий в лучах полуденного солнца Тадж Махал.Конечно, я много раз видела его фотографии. Но ни одна из них не может передать того ощущения, что возникает на месте. Мне вдруг вспомнилось высказывание о красоте, которая может спасти мир — в этом и впрямь что-то есть.
Трудно сказать, то ли проникновенный рассказ Атула произвел такое впечатление, то ли истинная красота и впрямь заставляет трепетать… Только все происходящее стало казаться неким священнодействием — то, как рядом с белоснежным мавзолеем безмятежно катит свои волны река Ямуна, как, сняв обувь, мы босиком идем по горячему мрамору, как оказываемся в сумраке усыпальницы…Там Атул отозвал нас в сторону и, сверкая в полумраке белыми зубами, шепотом, будто боясь нарушить покой давно ушедшей принцессы, стал рассказывать о том, как создавалась изящная резьба, ажурные мраморные решетки и арабская вязь на сводчатых переходах.А еще четыре изящных минарета вокруг мавзолея, две построенные из красного песчаника мечети и, конечно, великолепный парк — общей площадью 18 га — с озерами, фонтанами и каналами, обрамленными стройными кипарисами.На противоположном берегу Ямуны Шах-Джахан хотел построить гробницу и для себя — такую же, но из черного мрамора. Однако страна была разорена из-за невиданных затрат, потребовавшихся для возведения Тадж Махала.Некогда могущественный правитель потерял власть и провел остаток жизни в заточении. Из маленького окна он мог видеть только беломраморный памятник своей любви. После смерти его похоронили рядом с Мумтаз.
Кто создатель? На основании некоторых исследований можно предположить, что основным создателем Тадж Махала был сам Шах-Джахан, который увлекался архитектурой. Но есть и другая версия. Называют также имя Устада Ахмад Лахори.Долгое время Тадж Махал был самым высоким сооружением Индии, его высота вместе с главным куполом составляет 74 метра.К сожалению, этот признанный шедевр мировой архитектуры постепенно приходит в упадок — уже нет дверей из серебра, парапета из золота, усыпанной жемчугом ткани на гробнице прекрасной Мумтаз. Ученые считают, что башни минаретов опасно накренились и могут упасть.И все-таки, это чудо существует уже 355 лет.Находится в Агре, древней столице империи Великих Моголов, Центральная Индия.Мавзолей Мумтаз, супруги императора Великих Моголов Шах-Джахана."Тадж Махал" — это вариант имени Мумтаз Махал, что означает "избранница двора".Время строительства 1630-1652.5-купольное сооружение высотой 74 м, 2 мечети, 4 минарета, сад с фонтанами и бассейном.Внесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества.
Тадж-Махал: символ любви Мерцающий белый мрамор Тадж-Махала хранит память о любви мужчины и женщины. Его симметрия и утонченность подобны совершенной жемчужине на фоне лазурного неба. Это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле. На южном берегу реки Джамна неподалеку от города Агра стоит Тадж-Махал - наверное, самый замечательный памятник архитектуры в мире. Его силуэт хорошо знаком и для многих стал неофициальным символом Индии. Своей славой Тадж-Махал обязан не только прекрасной архитектуре, в которой поразительным образом сочетаются величие и изящество, но и связанной с ним романтической легенде. Мавзолей был построен в XVII веке правителем империи Великих Моголов Шах-Джаханом в память о любимой жене, чья смерть повергла его в безутешное горе. Тадж-Махал -это непревзойденный по красоте символ преданной любви. По традиции, когда сюда приходят влюбленные, женщина спрашивает своего спутника: «Любишь ли ты меня так же сильно, чтобы, если я умру, воздвигнуть мне подобный памятник?» Шах-Джахан, «повелитель мира» (1592-1666), правил империей Великих Моголов с 1628 по 1658 год. Он был признанным покровителем искусств, а также строителем, и в период его царствования империя достигла политического и культурного расцвета. Еще в 15 лет Шах-Джахан встретил и полюбил Арджуманд Вану Бегам, 14-летнюю дочь главного министра его отца. Это была красивая и умная девушка знатного происхождения - по всем статьям прекрасная партия для принца, но, увы, его ждал традиционный политический союз с персидской принцессой. К счастью, законы ислама позволяют мужчине иметь четырех жен, и в 1612 году Шах-Джахан женился на своей возлюбленной. Свадебная церемония могла состояться лишь при благоприятном расположении звезд. Поэтому Шах-Джахану и его невесте пришлось дожидаться целых пять лет, в течение которых они ни разу не виделись. Вскоре после свадьбы Арджуманд получила новое имя - Мумтаз-Махал («избранница дворца»). Шах-Джахан прожил со своей любимой женой 19 лет, до 1631 года, вплоть до ее смерти. Она умерла при родах четырнадцатого ребенка. Горе правителя было столь же безграничным, как и его любовь. Восемь дней он провел взаперти в своих покоях, без еды и питья, а когда наконец вышел, сгорбившийся и постаревший, объявил во всех своих владениях траур, во время которого запрещалась музыка, нельзя было носить яркую одежду, украшения и даже употреблять благовония и косметику. В память о жене Шах-Джахан поклялся построить усыпальницу, какой еще не видывал мир. (Название, под которым известен мавзолей, - Тадж-Махал - это вариант имени Мумтаз-Махал.) В 1632 году в столице империи Агре начались работы, и в 1643-м было закончено центральное здание Тадж-Махала, мавзолей. Но это всего лишь часть большого комплекса, включающего сад, две мечети и внушительные ворота, которые сами по себе являются прекрасным архитектурным сооружением. В Тадж-Махале есть надпись, согласно которой строительство было завершено в 1648 году, но, судя по всему, и после этой даты работа продолжалась еще несколько лет. Осуществить столь грандиозный замысел за 20 с небольшим лет - замечательное достижение, но это стало возможным потому, что Шах-Джахан использовал все ресурсы своей империи: на строительстве трудилось около 20 000 рабочих, более 1000 слонов доставляли мрамор из каменоломни в 320 км от Агры. Другие материалы - и мастера, умеющие с ними работать, - прибывали из гораздо более отдаленных мест: малахит везли из России, сердолик - из Багдада, бирюзу - из Персии и Тибета. Гробница Мумтаз-Махал
Мавзолей и две мечети из красного песчаника по бокам от него построены в вымощенном мрамором парке. В узком бассейне, вдоль которого растут темно-зеленые кипарисы, как в зеркале отражается мерцающий силуэт Тадж-Махала. Большой купол, формой напоминающий бутон цветка, возносится ввысь, прекрасно гармонируя с арками и другими, меньшими куполами, а также с четырьмя минаретами, которые слегка отклоняются в стороны от мавзолея, чтобы в случае землетрясения они не обрушились на него. Великолепие Тадж-Махала подчеркивается игрой света, особенно при восходе солнца и в вечерних сумерках, когда белый мрамор - то едва заметно, то сильнее - окрашивается в различные оттенки фиолетового, розового или золотистого цветов. А в дымке раннего утра словно сотканное из кружева здание кажется парящим в воздухе. Если снаружи Тадж-Махал поражает идеальной симметрией, то внутри восхищение вызывает тонкость мозаичных украшений. Центральное место в интерьере занимает восьмиугольное помещение, где за ажурной мраморной оградой, инкрустированной драгоценными камнями, стоят надгробия Шах-Джахана и его жены. Снаружи все залито ярким солнцем, а здесь на каждой поверхности играет мягкий свет, льющийся сквозь решетчатые окна и ажурные мраморные перегородки, то освещая, то постепенно скрывая в тени узоры драгоценной инкрустации. Шах-Джахан хотел построить для себя усыпальницу из черного мрамора на противоположном берегу Джамны, соединив два мавзолея мостом, символизирующим любовь, которая переживет саму смерть. Но в 1657 году, прежде чем успели начаться работы, правитель заболел, а через год его жаждавший власти сын Аурангзеб сверг его с престола. Точно неизвестно, где Шах-Джахан находился в заточении. Наиболее распространена легенда о том, будто остаток жизни он провел в Красном форте в Агре. После смерти в 1666 году Шах-Джахан был похоронен в Тадж-Махале, рядом с женой, любовь к которой вдохновила его на создание этого шедевра. Тадж-Махал
Индия. Тадж-Махал Тадж-Махал сооружен на берегу реки Джамны, в двух километрах от города Агра, который с 1526 по 1707 год (наряду с Дели) был столицей Могольской империи. Этот памятник-мавзолей повествует о нежной любви правителя из династии Великих Моголов к своей жене - красавице Мумтаз Махал (в девичестве Арджуманад Бану Бегам), племяннице сильного и влиятельного царедворца при дворе индийского правителя. Имя Арджуманад Бану Бегам окружено легендами и тайнами. Тадж-Махал
Еще в 15 лет принц Кхуррам, ставшей затем падишахом Шах-Джаханом (что означает "Повелитель вселенной"), встретил и полюбил Арджуманад Бану Бегам, 14-летнюю дочь главного министра его отца. Это была красивая и умная девушка знатного происхождения - по всем статьям прекрасная партия для принца, но, увы, его ждал традиционный политический союз с персидской принцессой. К счастью, законы ислама позволяют мужчине иметь четырех жен. Свадебная церемония могла состояться лишь при благоприятном расположении звезд. Поэтому Шах-Джахану и его невесте пришлось дожидаться целых пять лет, в течение которых они ни разу не виделись. В 1612 году во время свадебной церемонии отец жениха, грозный Джангир, нарек свою невестку и племянницу своей жены - "Украшением дворца" (Мумтаз Махал). Молодые супруги нежно любили друг друга. Французский врач, философ и путешественник, проживший в Индии 12 лет, отмечал в своих записках, что Шах-Джахан был настолько влюблен в свою молодую жену, что "не обращал внимания на других женщин, пока она была жива". А ведь у него, как у любого восточного правителя, был гарем - и большой. Ажурная резьба по белому мрамору
В 1629 году, через год после восшествия на престол, Шах-Джахан с войском вышел из Агры и направился на юг, чтобы покарать наместника мятежного Декана. Восстание было подавлено, наместник смещен, но в Агру Шах-Джахан вернулся один. Мумтаз Махал, никогда не разлучавшаяся с мужем, бывшая его главной советчицей и хранительницей государственной печати, во время этого похода умерла у мужа на руках, родив ему четырнадцатого ребенка. Горе правителя было столь же безграничным, как и его любовь. Восемь дней он провел взаперти в своих покоях, без еды и питья, а когда, наконец, вышел, сгорбившийся и постаревший, объявил во всех своих владениях траур, во время которого запрещалась музыка, нельзя было носить яркую одежду, украшения и даже употреблять благовония и косметику. В память о жене Шах-Джахан поклялся построить усыпальницу, какой еще не видывал мир. Сначала Мумтаз похоронили в Бурханпуре, поскольку там разбило лагерь войско Шах-Джахана. И лишь через шесть месяцев гроб с ее телом перевезли в Агру, где впоследствии над ее могилой вознесся мавзолей, который - по замыслу Шах-Джахана - должен был стать символом красоты его усопшей супруги. Усыпальница Мумтаз-Махал
Строительство пятикупольного здания мавзолея, превосходившего размерами и роскошью все остальные, бывшие тогда в Индии, продолжалось более 20 лет (примерно с 1630 по 1652 год). Для Тадж-Махала Шах-Джахан использовал все ресурсы своей империи: на строительстве этого грандиозного сооружения трудилось около двадцати тысяч рабочих, более тысячи слонов доставляли мрамор из каменоломни в 320 км от Агры. Другие материалы - и мастера, умеющие с ними работать, - прибывали из гораздо более отдаленных мест: малахит везли из России, сердолик - из Багдада, бирюзу - из Персии и Тибета. Когда воздвигали гигантский купол мавзолея, то для более удобной доставки на большую высоту необходимых материалов была построена покатая земляная насыпь длиной в 3,6 километра. Стены декорированы мозаикой из полудрагоценных камней
Здание Тадж-Махала долгое время оставалось самым высоким в Индии (высота вместе с главным куполом 74 м). Немного ниже главного купола в форме жемчужины, символизирующей Небо, расположены четыре других купола. В основании памятника лежит квадратная платформа со сторонами более 95 метров, символизирующая Землю. По углам мавзолея поднимаются четыре минарета, оканчивающиеся башенками со сквозными окнами. Минареты слегка отклоняются в стороны от мавзолея, чтобы в случае землетрясения не обрушиться на него. Стены Тадж-Махала выложены полированным белым мрамором с многочисленными вкраплениями красного песчаника, мрамора других цветов, драгоценных и полудрагоценных камней. По углам мавзолея поднимаются минареты
Великолепие Тадж-Махала подчеркивается игрой света, особенно при восходе солнца и в вечерних сумерках, когда белый мрамор начинает светиться или окрашивается в различные оттенки фиолетового, розового или золотистого цветов. В нем нет монументальной тяжести мавзолея - в дымке раннего утра, словно сотканное из кружева здание, кажется парящим в воздухе. Его пропорции, симметричность архитектуры, окружающие сады и зеркало вод, в котором он отражается, создают впечатление, от которого бесчисленные посетители снова и снова лишаются дара речи. К сожалению, многие из своих ценностей он утратил - двери из серебра, парапет из золота, ткань на гробнице принцессы, усыпанную жемчугом. Предпринималась даже попытка сбить мрамор облицовки. Но, несмотря на все это, мавзолей и сегодня у каждого посетителя вызывает потрясение. Сотканное из кружев здание кажется парящим в воздухе
Здание мавзолея имеет в плане квадрат со скошенными углами. С внутренней стороны стены огибает обходной коридор с 8-угольными камерами на каждом угловом повороте. В центре размещается 8-гранная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом; внутрь ее ведут порталы, по одному с каждой стороны. Ее интерьер, декорированный мозаикой из полудрагоценных пород камня и драгоценных камней, резьбой по белому мрамору, поражает изяществом и строгостью. Камера содержит кенотафы Тадж-Махал и Шах-Джахана, окруженные мраморной оградой тончайшей ажурной резьбы, украшенной драгоценными самоцветами. Солнечные лучи отражаются от полированной гробницы Мумтаз - ее поверхность кажется теплой, дышащей, живой. Саркофаг Шах-Джахана примостился рядом, у стены, в густой тени, ему солнечных лучей почти не достается - только свет, исходящий от прекрасной Мумтаз. Подлинные захоронения находятся ниже, в сводчатой крипте непосредственно под погребальной камерой. Гробницы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана
Фасады мавзолея украшены пологими стрельчатыми арками и фланкированы двумя ярусами ниш. В окнах и арках - ажурные решетки, сводчатые переходы украшены арабской вязью, которая перенесла на камень 14 из 114 сур Корана. Бесконечное разнообразие и богатство деталей, совершенное мастерство исполнения делают это сооружение абсолютно уникальным. Тадж-Махал обладает удивительным акустическим эффектом: слово или фраза, произнесенные шепотом, получают здесь значительное усиление и звучат под сводами мавзолея в течение 16 секунд. Арабская вязь украшает стены мавзолея
В 1643 г. строительство мавзолей было закончено. Но это лишь часть большого комплекса, включающего сад площадью в 300 кв. м, разделенный надвое по продольной оси узким зеркальным бассейном, мечеть и приемный зал из красного песчаника по бокам от мавзолея и большие, редкостно красивые ворота, которые символизируют вход в рай и сами по себе являются прекрасным архитектурным сооружением. В Тадж-Махале есть надпись, согласно которой строительство было завершено в 1648 году, но, судя по всему, и после этой даты работа продолжалась - еще около пяти лет ушли на сооружение гробниц для других членов правящей династии и мечетей, на разбивку парков и садов вокруг мавзолея. Ворота с 22 куполами - по числу лет строительства
Имя архитектора, воплотившего в жизнь замысел Шах-Джахана, неизвестно. Некоторые приписывают создание этого памятника мирового искусства европейским зодчим. Однако изучение архитектурных особенностей Тадж-Махала позволяет сделать вывод, что в нем воплотились лучшие черты средневековой архитектуры Ирана и Средней Азии вместе с монументальным искусством древней Индии. Создатель Тадж-Махала, даровав своим искусством бессмертие Шах-Джахану, сам не пожал славы, хотя и создал творение, которое является самым значительным во всей истории индийской архитектуры. Из различных версий авторства Тадж-Махала наиболее распространено мнение, что разработкой проекта руководил агрский архитектор Устад-Иса. Мечеть с восточной стороны Тадж-Махала
Не исключено, что одним из авторов был сам Шах-Джахан, обладавший незаурядным художественным вкусом. Об этом говорят и стихи, начертанные Шах-Джаханом и выгравированные на его гробнице. Своды мечети
Получить вдохновение с небес мог только сам император. Шах-Джахан собирался построить на другом берегу Джамны еще один мавзолей - точную копию Тадж-Махала, но только из черного мрамора, и соединить оба мавзолея ажурным черно-белым мраморным мостом, символизирующим любовь, которая переживет саму смерть. Свидетельством тому является Мэхтаб-баг (Лунный сад) на восточном берегу Джамны. Стена Мэхтаб-бага имеет примерно такую же длину, что и стена Тадж-Махала, видимая со стороны реки. Мраморная ограда вокруг кенотафов Но в 1657 году, прежде чем успели начаться работы по возведению мавзолея, правитель заболел, а через год его жаждавший власти сын Аурангзеб сверг его с престола. Мавзолей стал делом жизни императора - он забыл о том, что владыке, желающему сохранить трон, нужно быть безжалостным, нетерпимым и коварным. Таким стал его сын Аурангзеб, храбрый воин и не знающий сомнений исламский фанатик: расправившись с братьями, он захватил власть отца. Точно неизвестно, где Шах-Джахан находился в заточении. Наиболее распространена легенда о том, что остаток жизни он провел в Красном форте, в Мусамман-бурдже - восьмиугольной башне, из которой хорошо виден Тадж-Махал. Башню Мусамман-бурдж, которая неизменно привлекает внимание посетителей Красного форта, кто-то из поэтов назвал "волшебной беседкой, парящей над мрачными крепостными стенами". Изо дня в день Шах-Джахан смотрел на другую сторону реки - там, на противоположном берегу Джамны, парила в воздухе его мечта, его любовь, воплотившаяся в белый мрамор, золото и самоцветы. Здесь на рассвете 23 января 1666 года Шах-Джахан и скончался, до последнего мгновения не отрывая взора от своего любимого творения. Следующим утром тело Шах-Джахана перевезли на барке к Тадж-Махалу, и он был погребен рядом со своей любимой женой, любовь к которой вдохновила его на создание этого шедевра. Мраморная ограда вокруг кенотафов
Мавзолей Тадж-Махал считается красивейшим сооружением в мире. Он внесен ЮНЕСКО в число памятников всемирного наследия человечества. Тадж-Махал защищен от коррозии по старинному косметическому рецепту. Особая смесь из земли, крупы, молока и извести издавна использовалась индийскими женщинами как средство ухода за кожей. Недавно индийские археологи использовали ее для удаления с белоснежного мрамора Тадж-Махала налета, образовавшегося вследствие промышленных выбросов в атмосферу. Рецепт, описанный в индийском источнике XVI веке, оказался столь действенным, что теперь его переняли и итальянские специалисты для очистки архитектурных памятников Рима и Флоренции. Кроме того, этот способ гораздо дешевле технологий, обычно применяемых для очистки зданий. Стены Тадж-Махала защищают по старинному косметическому рецепту
Заключение В этой призентации я хотела вам рассказать о том когда, как, и кем был построен памятник любви и красоты-Тадж Махал. В этой призентации был описан сам памятник и были представленны фотографии этого памятника. Я надеюсь что вас заинтересовал этот расасказ.
Список литиратуры http://archive.travel.ru/india/110719.htmlhttp://www.travelwind.ru/?publid=1039http://www.alltravels.com.ua/2007/2/22/tatdgmaxal/http://www.muhammadanism.org/Russian/gospel/stories/taj_mahal_russian.htmhttp://www.saga.ua/44_archives_news_14578.htmlhttp://newsroot.net/articles/21893.htmhttp://subscribe.ru/archive/rest.travel.gallery/200501/24123928.htmlhttp://migranov.ru/agrastory.php
Спасибо за внимание