Искусство маньеризма Архитектура маньеризма. Маньеризм в изобразительном искусстве. Литература.
МАНЬЕРИЗМ (вычурный) направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства.
Отличительные черты маньеризма Отказ от пропорций.Напряженность и вычурность образовПеренасыщение декором.Взвинченность и изломанность линий.Отказ от изображения реального мира.Цветовые контрасты.Сопоставление больших и малых масштабов.Слабое отличие от барокко (отсюда – раннее барокко).
Яркие представители Архитектура: Дж. Вазари, Дж. Де Виньола, Лигорио, Живопись: Ф. Пармиджанино, Дж. Арчимбольдо, Эль Греко, Н. Хиллиард, Я. ПонтормоСкульптура: Б. Амманнати, Джамболонья, Б. ЧеллиниЛитература: М. Банделло, Д. Марино, Л. де Гонгора-и-Арготе
Джакомо да Виньола,Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу.1575 г. Рим
Уффици.1560 г.ФлоренцияДжорджо Вазари.
Лигорио. Фонтан на вилле де Эсте
Николас Хиллиард
Якопо Понтормо. Снятие с креста.
ДжузеппеАрчимбольдо
ЭЛЬ ГРЕКО, Доминико Теотокопули, (1541-1614), испанский живописец. По происхождению грек. Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи.
Эль Греко Погребение графа Органасо
Бенвенуто Челлини
Джамболонья.Похищение сабинянок
Джамбаттиста Марино