Автор: Михайлова Алина , ученица 10с класса МАОУ СШ п. Парфино, Руководитель: Фомина Н.П., учитель русского языка и литературы МАОУ СШ п. Парфино Экранизации классических произведений русской литературы.
Цель: изучение экранизаций произведений русской классической литературы, изучаемой в старших классах. Задачи: Изучить хронологию экранизаций романов «Евгений Онегин» и «Тихий Дон» Систематизировать по следующим критериям экранизации романов: Год выхода на экран Страна, киностудия Режиссёр Исполнители главных ролей Награды Отзывы критиков Мнение зрителей Обобщить собранный материал и представить полученные результаты исследования в форме таблиц.
Актуальность Прочитав книгу, интересно посмотреть, сумеет ли передать режиссер основную идею произведения, его главную мысль, образы героев; совпадает ли видение событий с точкой зрения кинематографистов. И, наоборот, впервые увидев фильм, снятый по какому-либо произведению, хочется прочитать эту книгу, сравнить ее с фильмом, сделать выводы, обсудить и фильм, и книгу с друзьями или родителями. Я хотела узнать, какие произведения из школьной программы для старших классов были экранизированы, получили наибольшие симпатии зрителей и положительные отзывы критиков и рекомендовать одноклассникам посмотреть их во время изучения.
Хронология и количество экранизаций «Война и мир» «Анна Каренина» «Идиот» «Евгений Онегин» «Тихий Дон» 2 6 14 2 4 1956; 1965 1935, 1948, 1967, 1997,2009,2013 С 1910 по 2011 1958 1999 1930 1958 2006 2015
«Евгений Онегин» ЕвгенийОнегин Татьяна Ларина Владимир Ленский Ольга Ларина 1958 Оценки кинокритиков и рецензентов единодушны – это лучший советский фильм такого жанра. 1999 «раздражает отсутствие русской души»
«Тихий Дон» Григорий Мелехов Аксинья Наталья 1930 Режиссёры изгнаны из гильдииреволюционной кинематографии за отсутствие поддержки революции 1958 для большинствазрителей-лучшаяэкранизация романа 2006 –фильм ориентирован на западного зрителя 2015 -критика за неудачный подбор актёров.
Вывод: Ознакомившись с огромным количеством экранизаций русской литературы я пришла к выводу, что каждая из них заслуживает внимания, так как каждый режиссёр видел и представлял замысел произведения по-своему. Отпечаток на экранизацию накладывало время и идеология. Все фильмы яркие, зрелищные, хотя современные иногда и уступают по художественному замыслу более ранним экранизациям, о которых ни в коем случае не следует забывать. Все фильмы по-разному оценивались и критиками, и зрителями, значит стоит посмотреть, если возможно, все экранизации, чтобы знать разные точки зрения об этом произведении и составить наиболее полное собственное представление о произведении. Использование экранизаций на уроках литературы качественно сможет, на мой взгляд, поменять отношение ребят к классической литературе. Фильмы оживляют для нас книги, увлекают, учат думать, наблюдать. Слова книги оживают у нас на глазах. Но, самое главное, они учат сравнивать, сопоставлять и противопоставлять, теперь уже гораздо более близкую и понятную книгу и фильм-экранизацию.