Ульева О.В., учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1353. Москва. Зеленоградский АО. ПОСТСОВЕТСКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: проблемы развития науки и образования в постсоветской России; Нобелевские премии по физике 2000, 2003 гг.; Международная космическая станция (МКС); технопарки; коммерциализация науки и образования; ПАДЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА» И «ЧЕТВЕРТАЯ ВОЛНА» ЭМИГРАЦИИ. ЛИТЕРАТУРА: публикация ранее запрещенных произведений; «толстые» журналы и публицистика; возвращение А.И.Солженицына; изменение роли литературы в общественной жизни в 2000-е гг.; МАССОВАЯ КУЛЬТУРА. РУССКИЙ РОК: 1980-е гг. - русский рок как протестная субкультура; 1990-е гг. – превращение русского рока в часть шоу-бизнеса. ПОСТМОДЕРНИЗМ как форма отрицания общества массового потребления. ТЕЛЕВИДЕНИЕ: свобода слова как результат политики Гласности; дело НТВ – ограничение свободы СМИ.
КИНО И ТЕАТР: трудности становления современного российского кинематографа; возрождение интереса к театральному искусству. 9. АРХИТЕКТУРА И ГОРОДСКАЯ СРЕДА: осуществление крупных архитектурных проектов, изменяющих горскую среду; Архнадзор – общественное движение граждан, желающих способствовать сохранению исторических памятников. 10. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ: празднование 1000-летия крещения Руси; религиозный ренессанс конца ХХ – начала XXI вв. СПОРТ. Зимние олимпийские и паралимпийские игры СОЧИ-2014. ИТОГИ: ОСОБЕННОСТИ ПОСТСОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ (продолжение): Великий эксперимент. Художник И.Глазунов. 1990 год. Холст. Масло.
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ резкое сокращение финансирования науки (1990-1996 гг. сократилось в 6 раз); «утечка мозгов» за границу (1992-1999 гг. – 100 тыс. ученых уехали на работу за границу); упал престиж научного творчества, приток в науку молодежи значительно сократился (1990-1998 гг. количество занятых в сфере науки сократилось в 2,5 раза); возникновение частных школ, появление платных образовательных услуг. Алфёров Жорес Иванович. Лауреат Нобелевской премии по физике (2000 год). Гинзбург Виталий Лазаревич. Лауреат Нобелевской премии по физике (2003 год). Абрикосов Алексей Алексеевич. Лауреат Нобелевской премии по физике (2003 год). Жоре с Иванович Алфёров (род. В 1930 г.) — советский и российский физик, лауреат Нобелевской премии по физике (премия 2000 года за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов). Виталий Лазаревич Ги нзбург (1916-2009) — советский и российский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике (2003). Алексей Алексеевич Абрикосов (род. в 1928 г.) — советский и американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике (2003). Основные работы сделаны в области физики конденсированных сред.
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ Один из экипажей МКС. В основу устройства станции заложен модульный принцип. Сборка МКС происходит путём последовательного добавления к комплексу очередного модуля или блока, который соединяется с уже доставленным на орбиту. На 2013 год в состав МКС входит 14 основных модулей: российские — «Заря», «Звезда», «Пирс», «Поиск», «Рассвет»; американские — «Юнити», «Дестени», «Квест», «Транквилити», «Купола», «Леонардо», «Гармония»; европейский — «Колумбус»; японский — «Кибо».
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ Эмблема МКС. Международная космическая станция, МКС (англ. International Space Station, сокр. ISS) - пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс. МКС — совместный международный проект (с 1993 года), в котором в настоящее время участвуют 15 стран (в алфавитном порядке): Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. На слайде флаги стран-участниц проекта МКС: Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Швейцария, Швеция, Япония.
МКС, июль 1999 года. МКС, июль 2000 года. МКС, апрель 2002 года. СБОРКА МКС НА ОРБИТЕ МКС, август 2005 года. МКС, июнь 2008 года. МКС, март 2011 года.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ свобода выбора учебников и методик преподавания, педагогическое экспериментирование, ликвидация идеологического однообразия социально-гуманитарных дисциплин; снижение государственных расходов на образование и науку в 1990-х гг., падение престижности профессии учителя; появление платного образования, частных учебных заведений. Многообразие современных учебников (различные учебники Истории России для 11 класса). В настоящее время происходит трансформация образования из общественного блага в образовательную услугу. Происходит трансформация образования из общественного блага в образовательную услугу.
Как изменялись бюджетные расходы на образование в абсолютных и относительных цифрах? ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Если сегодня не строить школы, то завтра придется строить тюрьмы. Отто фон Бисмарк.
ПАДЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА» Прямые телемосты СССР-США стали проводиться с 1985 года. Ведущий с советской стороны - Владимир Познер, со стороны США - Фил Донахью. Телемосты появились «с личного разрешения» М.С.Горбачёва.
«ЧЕТВЕРТАЯ ВОЛНА» ЭМИГРАЦИИ добровольный характер эмиграции; не обусловлена политическими мотивами, не означала неизбежного разрыва связей с Россией; высокий интеллектуальный уровень эмигрантов, «утечка умов». Проанализируйте график. Сделайте выводы о «четвертой волне» эмиграции. По оценке ректора МГУ В. Садовничего, только за 1990-е годы Россия утратила треть своего интеллектуального потенциала и эти потери продолжают нарастать.
ПУБЛИКАЦИЯ РАНЕЕ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Последний заметный всплеск по-настоящему массового интереса к произведениям отечественной литературы вызвала публикация в конце 1980-х гг. написанных «в стол» романов А.Рыбакова, В.Дудинцева, Д.Гранина, А.Приставкина. Эти произведения объединяло стремление переосмыслить недавнее прошлое, дать ему морально-этическую оценку, напомнить о гражданском долге и ответственности современников. Художественный анализ феномена сталинизма стал определяющим направлением и в творчестве писателей, музыкантов и художников, работавших непосредственно в годы Перестройки. Как одно из наиболее значительных произведений советской литературы был оценен современниками роман Ч. Айтматова «Плаха» (1986 г.), для которого, как и для большинства произведений Айтматова, характерно сочетание глубокого психологизма с традициями фольклора, мифологической образностью и метафоричностью. Заметным явлением в литературе Перестроечной поры, своеобразным бестселлером стал роман А. Н. Рыбакова «Дети Арбата» (1987 г.), в котором эпоха культа личности воссоздается через призму судьбы поколения 30-х гг. О судьбах ученых генетиков, о науке в условиях тоталитарного режима повествуется в романах В. Д. Дудинцева «Белые одежды» (1987 г.) и Д. А. Гранина «Зубр» (1987 г.). Послевоенным «детдомовским» детям, ставшим случайными жертвами событий, связанных с насильственным выселением с родной земли чеченцев в 1944 г., посвящен роман А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая» (1987 г.). Все эти произведения вызвали большой общественный резонанс и сыграли существенную роль в развитии русской культуры, хотя зачастую публицистическая составляющая в них преобладала над художественной.
Огромную роль в культурной и общественной жизни приобрела публицистика. Статьи печатались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Огонек», «Нева», «Юность», в «Литературной газете», еженедельнике «Аргументы и факты». «Толстые» литературные журналы печатали неизвестные ранее широкому советскому читателю литературные произведения, воспоминания очевидцев и мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду. Благодаря этому тиражи их резко возросли. СВОБОДНАЯ ПРЕССА, ПУБЛИЦИСТИКА За несколько лет в журналах и отдельными изданиями в свет вышли романы А. И. Солженицина («В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»), Ю. Домбровского («Хранитель древностей»), Е. И. Замятина («Мы»), М. А. Алданова («Святая Елена, маленький остров»), Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), В. В. Набокова («Лолита»), Б. Пильняка («Голый год», «Повесть непогашенной Луны»), А. Платонова («Чевенгур», «Котлован»), поэтические произведения Г. В. Иванова, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама.
С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына стало меняться. Были опубликованы многие его произведения, в частности, в журнале «Новый мир» в 1989 году вышли отдельные главы «Архипелага ГУЛаг». Встреча А.И.Солженицына в Магадане. 1994 год. ВОЗВРАЩЕНИЕ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА 18 сентября 1990 года одновременно в «Литературной газете» и «Комсомольской правде» была опубликована статья Солженицына о путях возрождения страны, о разумных, на его взгляд, основах построения жизни народа и государства — «Как нам обустроить Россию». В 1990 году Солженицын был восстановлен в советском гражданстве. Вместе с семьёй вернулся на родину 27 мая 1994 года, прилетев из США в Магадан. После из Владивостока проехал на поезде через всю страну и закончил путешествие в столице. Выступил в Государственной думе РФ.
ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ в 2000-е гг. ПРОРОК … И он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». А.Пушкин. 1826 год. Александр Пушкин. Портрет работы О. А. Кипренского. ПОЭТ И ГРАЖДАНИН … А ты, поэт! избранник неба, Глашатай истин вековых, Не верь, что не имущий хлеба Не стоит вещих струн твоих! Не верь, чтоб вовсе пали люди; Не умер бог в душе людей, И вопль из верующей груди Всегда доступен будет ей! … Н.Некрасов. 1856 год. Николай Некрасов. Портрет работы И.Н.Крамского. Сравнить стихотворения «Пророк» Пушкина, Лермонтова и Некрасова.
ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ в 2000-е гг. Поэт в России - больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет. Поэт в ней - образ века своего и будущего призрачный прообраз. Поэт подводит, не впадая в робость, итог всему, что было до него. … Е.Евтушенко. 1964 год. Впервые с середины XIX века литература перестает быть центром публичной дискуссии. Евгений Евтушенко.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА создается для массового потребления, обращена к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам; цель – коммерческий успех; не знает традиций, не имеет национальности, осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека.; имеет манипулятивный характер. ТВ-сериалы, боевики; ток-шоу; эстрадная «попса»; «желтая пресса» и «глянец»; рестораны быстрого питания «Макдоналдс», «Ростикс». Если в научной фантастике вымысел имеет, как правило, технический характер (авторы условно допускают, что существует машина времени, что возможны межзвездные перелеты и т. д.), то фентази исходит из допущения реальности сказочных по сути явлений (герои пользуются магией, борются со злыми магами, общаются с драконами, эльфами, гномами и т. п.). Наиболее близкая аналогия фентази – литературная сказка, но «сказка для взрослых».
РУССКИЙ РОК – годы расцвета: конец 1980-х. Конец 1980-х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры: «Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Асса» (1987) с «Аквариумом» и другими, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражка «Йя-хха» с участием вышеперечисленных рок-музыкантов. Как протестная субкультура русский рок потерял свое значение с конца 1980-х, когда после легализации рок-музыки она начала становиться частью нарождающегося российского шоу-бизнеса. Виктор Цой. КИНО АРИЯ АЛИСА АКВАРИУМ НАУТИЛУС-ПОМПИЛИУС ДДТ МАШИНА ВРЕМЕНИ Рок-му зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п.
ПОСТМОДЕРНИЗМ - (фр. postmodernisme — после модернизма) направление в развитии культуры, зародившийся в 1970-е гг. на западе как форма протеста против ценностей общества массового потребления. признание относительности любых идей и установок; отказ от изображения реальной действительности; отсутствие положительного героя; использование гротеска, абсурда, иронии, стремление автора к полной свободе самовыражения; отрицание классических канонов любого жанра, дробность идей, эклектичность. А.Осмоловский. «Путешествие в Бробдингнег» (страну великанов – по роману Дж. Свифта «Путешествие Гулливера»). Художественная акция. 1993 год. Наиболее ярко многообразие современной культурной жизни проявляется в литературе. Среди наиболее значительных течений в ней следует отметить постмодернизм. Классиками европейского постмодернизма являются Хорхе-Луис Борхес, Умберто Эко, Джон Фаулз. Характерной чертой концепции постмодернизма считается «цитатность». Материалом для творческого осмысления в постмодернистском произведении становятся не столько реальные события жизни, сколько впечатления от ранее прочитанных автором книг, увиденных фильмов, услышанной музыки. Из этих впечатлений, как из разноцветных смальт, составляется мозаика нового произведения. Восприятие произведения часто превращается для вдумчивого читателя в решение своеобразного ребуса – откуда что взято. Это своеобразная игра. Развивая какой-либо сюжетный ход, автор одновременно как бы намекает на какой-нибудь широко известный литературный или кинематографический образ или штамп. Например роман популярного современного писателя В. Пелевина «Чапаев и Пустота» во многом построен на аллюзиях с популярными в советское время анекдотами о Чапаеве и фильмом братьев Васильевых, хотя речь в книге идет совсем о другом. Ничего общего у пелевинского Чапаева с реальным героем гражданской войны нет, но в нем угадываются намеки и отсылки к образу, созданному на экране актером Бабочкиным. Цитатность характерна и для других популярных произведений Пелевина «Generation П», «Амон Ра», «Жизнь насекомых» и др. Главным направлением развития актуального искусства стала художественная акция. В объект искусства авторы стремились превратить сам опыт жизни человека. Его повседневное существование. Целью акции было «создать новость». Акции имитировали взаимодействие с окружающим миром. Порой они носили откровенно провокационный, нарочито грубый характер. Поэтому это направление часто называют радикальным искусством.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ в результате политики ГЛАСНОСТИ в стране появилась свобода слова; особенной популярностью пользуются публицистические и информационные программы; прямые трансляции, телемосты, появление профессии репортер. Заставки популярных ТВ-программ «Взгляд» и «600 секунд». Наиболее широкую аудиторию имели телевизионные публицистические передачи, такие как «Взгляд», «Двенадцатый этаж», «До и после полуночи», «600 секунд». Несмотря на то, что шли эти передачи в неудобное для большинства зрителей время (поздно вечером), они пользовались очень большой популярностью, а показанные в них сюжеты становились предметом всеобщего обсуждения. Журналисты обращались к самым жгучим и волнующим темам современности: проблемы молодежи, война в Афганистане, экологические катастрофы и пр. Ведущие программ были не похожи на традиционных советских дикторов: раскованны, современны, умны (В. Листьев, В. Любимов, В. Молчанов и др.)
С 2000 по 2003 годы вокруг журналистского коллектива телекомпании НТВ происходили события, называемые в прессе «Делом НТВ» и обозначаемые как один из главных этапов ограничения свободы слова в России. ДЕЛО НТВ Отношения с новой властью и новым президентом Владимиром Путиным у НТВ складывались плохо. Чиновники стали избегать НТВ, перестали давать интервью и приходить на программы; Владимир Жириновский предлагал лишить телеканал лицензии на вещание; По некоторым данным, у Гусинского (владельца НТВ) и Путина возникли личные разногласия: Гусинский якобы заявил в одном из разговоров Путину, что без поддержки НТВ президентом он стать не сможет; В 2001 году на НТВ произошла смена собственника, многие ведущие журналисты были вынуждены уволится, а многие популярные информационные и публицистические программы закрыты. Логотипы НТВ (1994-2001 гг.) Логотип и кадры из программы НТВ «Куклы».
КИНО И ТЕАТР ликвидация цензуры, свобода творчества; сокращение государственного финансирования; появление коммерческих проектов в кино и театре (блокбастеры, антрепризы). «Собачье сердце». 1988 год. Режиссер: Владимир Бортко. Актеры: Владимир Толоконников, Евгений Евстигнеев, Борис Плотников и др. «Утомленные солнцем». 1994 год. Режиссер: Н.Михалков. Актеры: Олег Меньшиков, Никита Михалков, Ингеборга Дапкунайте. Надя Михалкова и др. 1995 год. «Брат». 1997 год. Режиссер: А.Балабанов. Актеры: Сергей Бодров Виктор Сухоруков Светлана Письмиченко и др. 2005 год. 2004 год. 2006 год. Режиссер: Тимур Бекмамбетов. Актеры: Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Валерий Золотухин и др.
ТЕАТР сокращение финансирования театров со стороны государства; в 1990-е гг. театры потеряли значительную часть своей аудитории из-за роста цен на билеты и конкуренции теле- и видеопродукции; театральные коллективы вынуждены были приспосабливаться к рыночным отношениям, появление антрепризы; 2000-е гг. - постепенное возрождение интереса к театральному искусству. Валерий Гергиев. Петр Фоменко. Лев Додин. Галина Волчек.
АРХИТЕКТУРА И ГОРОДСКАЯ СРЕДА современные архитекторы ищут пути создания городской среды, созвучной эпохе высоких технологий; реализация крупных архитектурных проектов, изменивших городскую среду (реконструкция в Москве Манежной площади, Гостиного двора, зоопарка, Большого театра, Москва-Сити и пр.) Реконструкция Музея В.В.Маяковского (Москва, Лубянский проезд, 3/6, стр. 4). Автор проекта А.Боков. 1989 год.
АРХИТЕКТУРА И ГОРОДСКАЯ СРЕДА современные архитекторы, подчиняясь вкусам богатого заказчика создают помпезные эклектичные постройки, уродующие городскую среду; многие архитектурные проекты вызывали ожесточенные споры среди горожан и однозначно негативное отношение художественных критиков. Памятник Петру I. Скульптор З.Церетели. г. Москва. Неосуществленный проект строительства офисного 400-метрового здания Газпрома в Санкт-Петербурге. Горожане насмешливо прозвали данный проект «Кукурузиной». Архнадзор — общественное движение, добровольное некоммерческое объединение граждан, желающих способствовать сохранению исторических памятников, ландшафтов и видов Москвы. Движение образовано 7 февраля 2009 года.
ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ Май-июнь 1988 года - 1000-летие крещения Руси. Изначально планируемые как сугубо внутрицерковные, торжества получили общесоюзный статус. Торжества по случаю Тысячелетия знаменуют собой реальный поворот в церковной политике в Советском Союзе. 1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли в истории России. Патриарх Пимен. Патриарх Московский и всея Руси (1971-1990). М.С.Горбачев. Генеральный секретарь ЦК КПСС (1985-1991). На фото: Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев и Патриарх Московский и всея Руси Пимен во время встречи в связи с 1000-летием принятия христианства на Руси. 1000-летие крещения Руси: слева направо - митрополит Алексий (А.М.Ридигер), К.М. Харчев (председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР в 1984-1989 гг.)., патриарх Пимен (С.М.Извеков), митрополит Филарет (М.А.Денисенко), митрополит Филарет (К.В.Вахромеев).
РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕНЕССАНС конца ХХ – начала XXI вв. Современный вид Храма Христа Спасителя. Заново построен в 1994-2000 гг. Мечеть Кул-Шариф в Казани. Построена в 1996-2005 гг. Мечеть Сердце Чечни в Грозном. Построена в 2006-2008 гг. верующим разных конфессий возвращены сотни храмов, мечетей, синагог; возрождаются монастыри; развивается сфера религиозного образования (воскресные школы, семинарии, духовные академии, образовательные программы на ТВ и в интернете).
СПОРТ По данным еженедельника The Economist затраты на олимпиаду составили более 1 триллиона рублей (приблизительно $50 млрд долл. США). Место Страна Золото Серебро Бронза Всего 1 Россия 13 11 9 33 2 Норвегия 11 5 10 26 3 Канада 10 10 5 25 4 Соединенные Штаты 9 7 12 28 Место Страна Золото Серебро Бронза Всего 1 Россия 30 28 22 80 2 Германия 9 5 1 15 3 Канада 7 2 7 16 4 Украина 5 9 11 25
уничтожение цензуры, деполитизация культуры; творческая свобода, множественность направлений развития культуры; падение «железного занавеса», вхождение России в мировое культурное и информационное пространство; резкое сокращение финансирования культуры; коммерциализация культуры; падение уровня образования и культуры; «утечка мозгов» за границу; усиление роли религии и церкви в развитии культуры. ОСОБЕННОСТИ ПОСТСОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ: Мистерия ХХ века. Художник И.Глазунов. 1999 год. Холст. Масло. Илья Глазунов. Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию. 1980. Холст, масло.
При подготовке презентации использованы материалы: Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России. ХХ – начало ХХI века: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М. «Русское слово», 2011. Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Россия и мир в ХХ – начале ХХI века: 11 класс: учеб. для образовательных организаций: базовый уровень – М. «Просвещение», 2013. Ицкович м., Кочережко С. История: Полный курс. Мультимедийный репетитор (+CD). – СПб.: Питер. 2013. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2012. http://ru.wikipedia.org http://pedsovet.su/ http://www.archnadzor.ru/ - сайт общественного движения «Архнадзор» http://1nsk.ru/flashgames/1865.html#comment_1293872 – здесь вы можете посмотреть 3D-макет «Как собирали МКС». http://www.youtube.com/playlist?list=PLJQXkdGK444vCyYu-fSdvIlec2CHP67Kg – здесь вы можете посмотреть все выпуски программы НТВ «Куклы» за 1994-2002 годы. http://class-fizika.narod.ru/nobelrus.htm - здесь вы можете узнать о всех лауреатах Нобелевской премии из России. На фото: Монумент «Дружба навеки». Москва. Тишинская площадь. Автор З.Церетели. 1983 год. В память 200-летия добровольного присоединения Грузии к России. У москвичей монумент получил прозвище «Шашлык». Олимпийские медали Сочи-2014. Один из эпизодов программы «Куклы». Ельцин, Черномырдин, Чубайс.