Давид Жак Луи (1746—1825) Жизнь и творчество Давида Жака Луи . Ж. Давид, «Автопортрет» (1794) Лувр
Давид Жак Луи (1746—1825) «Амур и Психея» . 1817 Холст, масло. 184,2 x 241,6 Музей искусств, Кливленд. Психея — олицетворение человеческой души; изображалась в образе бабочки или девушки. Любовь Психеи и Эрота (в римской мифологии — Амура) — распространенный сюжет в литературе и изобразительном искусстве.
Давид Жак Луи (1746—1825) «Андромаха, оплакивающая Гектора» . 1783 Холст, масло. 275 х 203 Лувр, Париж. Неоклассицизм Сюжет картины заимствован из «Илиады» Гомера: Гектор, доблестный предводитель троянцев, был сражен в поединке Ахиллом и оплакан верной женой Андромахой. Картина имеет совершенно прозрачный общественно-политический смысл. Андромаха театральным жестом указывает на тело героя, отдавшего жизнь за родной город. Во французском обществе предреволюционной поры идея служения отчизне противопоставлялась идее служения королевской власти.
Давид Жак Луи (1746—1825) «Клятва Горациев» . 1784. Неоклассицизм Холст, масло. 330 x 425 Лувр, Париж
В 1776 г. во Франции была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин, «призванных оживлять добродетели и патриотические чувства». Давиду был предложен героический сюжет из ранней римской истории — подвиг трёх братьев из знатного патрицианского рода Горациев. Во время войны римлян с городом Альба-Лонга (VII в. до н. э.) они одолели в бою трёх лучших воинов противника (тоже братьев — Курпациев), что принесло римлянам почти бескровную победу. Двое Горациев погибли в бою. В этой драматической истории художник нашёл миг возвышенной доблести — сцену, где братья клянутся отцу не отступать в битве. Для работы над картиной Давид уехал в Рим. Когда полотно было закончено и художник выставил его для публики, началось настоящее паломничество римлян и иностранцев в его мастерскую. Действие картины разворачивается во внутреннем дворике древнеримского дома: сверху на героев картины льётся поток света, вокруг них оливково-серые сумерки. На втором плане — трёхпролётная аркада; в каждую из арок вписана одна или несколько фигур. В середине стоит отец семейства, слева от него — готовые к сражению сыновья, справа — оцепеневшие от горя и страха женщины с детьми. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов. В основе всей композиции число три: три арки, три группы персонажей, три меча, три руки, с готовностью протянутые к оружию. Эти троекратные повторения наполняют всю сцену настроением бодрой собранности: любое движение сразу обретает утроенную силу.
Давид Жак Луи (1746—1825) «Смерть Сократа» . 1787 Холст, масло. 129,5 x 196,2 Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Неоклассицизм
Сократ (470/69—399 до н. э.) — древнегреческий философ, один из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки вопросов и методического нахождения ответов на них. Проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников — Ксенофонта и Платона, в большинстве диалогов которого Сократ выступает как главное действующее лицо. В этике основной тезис Сократа гласил, что добродетель есть знание, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра. Сократа необоснованно обвиняли во враждебности к демократии; в действительности он критиковал все формы правления — монархию, тиранию, аристократию, плутократию, демократию, если они нарушают справедливость. В последующие эпохи образ Сократа часто выступал как идеальное воплощение мудреца.
Давид Жак Луи (1746—1825)«Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» . 1789 Холст, масло. 323 x 422 Париж.Неоклассицизм
Луций Юний Брут — согласно древнеримскому преданию, патриций, возглавивший в 509 г. до н. э. восстание римлян против этрусского правителя Тарквиния Гордого и основавший в Риме республиканский строй. Брут приговорил к смерти двоих своих сыновей за участие в монархическом заговоре. В густой тени колоннады с суровым и беспристрастным видом сидит Брут. Ликторы (служители, сопровождавшие и охранявшие высших должностных лиц государства) несут на носилках тела сыновей Брута. В правой части картины женщины бурно оплакивают казнённых сыновей и братьев. Картина, выставленная в Салоне 1789 г. вскоре после штурма Бастилии, снискала Давиду славу живописца, «чей гений предвосхитил революцию».
Давид Жак Луи (1746—1825) «Смерть Марата» . 1793 Холст, масло. 165 x 128,3 Музей современного искусства, Брюссель. Неоклассицизм
Марат Жан Поль (1743—93) — деятель Великой французской революции, учёный, публицист, практикующий врач. С началом революции Марат оставил научные занятия, посвятив себя служению восставшему народу. Издавал газету «Друг народа». В 1792 г. был избран в Конвент. В апреле 1793 г. Марат был арестован и предан суду Революционного трибунала; однако был оправдан и с триумфом возвращен в Конвент. Вместе с Робеспьером руководил подготовкой народного восстания 31 мая — 2 июня 1793 г., свергнувшего власть Жиронды. Тяжёлая болезнь помешала Марату активно участвовать в деятельности Конвента после установления якобинской диктатуры. 13 июля 1793 г., спустя полтора месяца после якобинского переворота, Марат был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлота Корде. Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. Давид, посетивший Марата накануне его смерти, , а затем назначенный распорядителем похорон, хорошо знал обстоятельства убийства. В момент гибели Марат сидел в ванне — из-за кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей. Не являются вымыслом художника и залатанные простыни, и простой деревянный ящик, заменявший стол. Однако сам Марат, тело которого было обезображено болезнью, под кистью Давида превратился в благородного атлета, подобного античному герою. Простота обстановки придает зрелищу особую трагическую торжественность. Ванна напоминает саркофаг; ящик, на котором начертано посвящение «Марату — Давид», — выразительный рубеж, разделяющий погибшего и зрителей; пустое сумеречное пространство фона — образ вечности, где пребывает павший герой. Первый план картины залит идущим сверху светом; тело Марата и предметы вокруг, написанные плотными мазками неярких, но предельно насыщенных красок, почти осязаемы. Нейтральный фон исполнен в более легкой и зыбкой манере, в его темной глубине тускло светятся искорки мазков. Все детали несут определенный смысл: нож на полу — орудие мученичества Марата; зажатое в руке окровавленное письмо Корде — ее притворная просьба о помощи; лежащая рядом с чернильницей ассигнация — видимо, последние деньги, которые Марат собирался отдать просительнице. Это «документальное» воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользовалась убийца, не соответствует историческим фактам: на самом деле Корде проникла к нему под предлогом доноса. Картина «Смерть Марата» — политический миф, созданный Давидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность сплетается с вымыслом.
Давид Жак Луи (1746—1825) «Наполеон при переходе через Сен-Бернар» . 1800 Холст, масло. 260 x 221 Национальный музей Версаля и Трианонов
В 1799 г. в результате очередного государственного переворота к власти пришёл Наполеон Бонапарт. Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие. В картине «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» художник изобразил своего нового героя возвращающимся из победоносного похода в Италию. Неподвижная, как монумент, фигура полководца на вздыбленном коне возвышается на фоне безжизненных линий горных хребтов: кажется, что весь мир замер, послушный властному жесту победителя. Камни под ногами коня — своеобразный пьедестал: на них выбиты имена трёх великих завоевателей, прошедших этой дорогой, — Ганнибала, Карла Великого и самого Наполеона.
Давид Жак Луи (1746—1825) «Велизарий, просящий подаяние» . 1781 Холст, масло. 288 x 312 Музей изящных искусств, Лилль
Велизарий (ок. 505—65) — знаменитый полководец византийского императора Юстиниана. Вершиной его военной карьеры было освобождение большой территории Италии от готов. Впоследствии был обвинен в заговоре против императора, лишен всех наград и заточен в тюрьму. Позднее его невиновность была доказана. Существует легенда о том, что в наказание за измену он был лишен зрения, и в старости, больной и беспомощный, был вынужден скитаться по улицам Константинополя, выпрашивая подаяние. На картине изображен с мальчиком-поводырем, протягивающим прохожим нищенскую суму. Проходящий мимо солдат с удивлением узнает в жалком нищем знаменитого полководца Велизария.
Давид Жак Луи «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.» . 1805—1807 Холст, масло. 621 x 979 Лувр, Париж
Провозглашенный в 1804 г. императором Наполеон назначил Давида своим «первым живописцем». Он безошибочно выбрал талантливейшего мастера своего времени и одного из лучших в истории художников-пропагандистов. В грандиозной картине «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.» Давид создал очередной миф — блеск алтаря и великолепие одежд придворных действуют на зрителя не хуже, чем убогая мебель и старые простыни в картине «Смерть Марата».
Давид Жак Луи (1746—1825) «Портрет Наполеона» . 1812 Холст, масло. 203,9 x 125,1 Национальная галерея искусства, Вашингтон