Подготовка преподавателей, обучающих водителей, сотрудников служб приемам оказания первой помощи, состояние и перспективы развития Начальник Центра Зубков Иван Анатольевич
Основные вопросы выступления: Состояние подготовки водителей по обучению приемам оказания первой помощи Нормативная база системы подготовки преподавателей Состояние учебно-методической и материальной базы Задачи и итоги работы Центра Пути совершенствования подготовки преподавателей
За 10 лет на наших дорогах погибли около 315 тысяч человек, около двух миллионов получили увечья. Количество погибших в результате ДТП на российских дорогах составило треть от всех погибших в Европе. В нашей стране был один из самых высоких показателей смертности на 100 тысяч населения. За 10 лет на наших дорогах погибли около 315 тысяч человек, около двух миллионов получили увечья. Количество погибших в результате ДТП на российских дорогах составило треть от всех погибших в Европе. В нашей стране был один из самых высоких показателей смертности на 100 тысяч населения. Большинство дорожно-транспортных происшествий было связано именно с сознательным невыполнением требований безопасности участниками движения. Как показывает практика, более 80 процентов всех ДТП происходит по вине самих водителей, вследствие чего «человеческий фактор» рассматривается в качестве ключевого направления. Министр МВД Р. Нургалиев «Российская газета», 2009 г.
Состояние подготовки водителей по обучению приемам оказания первой помощи Действующая система подготовки водителей по вопросам первой помощи неэффективна и формальна. В результате, качество подготовки находится на крайне низком уровне. В настоящее время нет единой методологии преподавания основ оказания первой помощи, что связано с отсутствием общегосударственной системы подготовки преподавателей, которые должны обучать водителей различных категорий. На сегодняшний момент возникла необходимость создания учебно-методических центров подготовки преподавателей первой помощи. Преподаватели, проводящие занятия по оказанию первой помощи, должны быть медицинскими работниками или специально подготовленными инструкторами, прошедшими обучение по специальной программе, и получившими соответствующий сертификат. Преподавание должно осуществляться в малых группах, что способствует более активному обсуждению теоретических вопросов и более качественной отработке практических навыков и умений. Для повышения мотивации кандидатов в водители к приобретению знаний и практических навыков по оказанию первой помощи необходимо внести дополнения в порядок сдачи экзаменов в ГИБДД, заключающиеся в изменении приема теоретической части и введении в экзамен раздела практических навыков.
Почти в 20% случаев можно избежать смертельных исходов в ДТП при соответствующей подготовке участников дорожного движения по оказанию первой помощи пострадавшим Наилучшие результаты при спасении жизни и сохранении здоровья пострадавших при ДТП достигаются, когда первая помощь пострадавшим оказывается в течение 30 минут с момента получения травмы
«Первая помощь на месте происшествия, оказывается пострадавшим в порядке само- и взаимопомощи, а также лицами, обязанными и ее оказывать по закону или специальному правилу (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, водителями транспортных средств и другими лицами, имеющими соответствующую подготовку)» «Первая помощь на месте происшествия, оказывается пострадавшим в порядке само- и взаимопомощи, а также лицами, обязанными и ее оказывать по закону или специальному правилу (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, водителями транспортных средств и другими лицами, имеющими соответствующую подготовку)» Проект ст.39 ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»
Федеральная целевая программа Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» предусматривает создание в Российской Федерации системы обучения водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП (далее – водители и сотрудники служб), приемам оказания первой помощи пострадавшим, а также системы дополнительного профессионального образования преподавателей, обучающих указанных лиц.
Нормативная база: ФЗ Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (Статья 19.1. Оказание первой помощи) Первая помощь оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).
Учебно-методическая и материальная база: Методические пособия: - Формы и методы подготовки преподавателей; - Методика проведения занятий с преподавателями по темам программы Учебное пособие «Методика подготовки учебно-методических материалов для проведения занятий с водителями и сотрудниками служб» Сборник тестовых заданий и Компьютерная программа контроля знаний преподавателей Видеофильм «Организация и методика проведения занятий с преподавателями на учебном полигоне» Учебный класс Учебный полигон
Пути совершенствования подготовки преподавателей 1. Оптимизация организационно-штатной структуры 2. Совершенствование нормативной и правовой базы 3. Формирование плана комплектования, в соответствии с реальной потребностью в преподавателях учебных центров при ТЦМК 4. Оснащение оргтехникой (ксерокс, видеоаппаратура, сканер, принтер и т.д.) 5. Организация сотрудничества с министерствами, ведомствами и организациями, участвующими в подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи 6. Изучение международного опыта в области научных исследований по образовательной деятельности (повышение квалификации) преподавателей 7. Организация координации деятельности учебных центров при ТЦМК 8. Внедрение активных форм и методов обучения (ситуационных задач)