Направления коррекционно-логопедической работы при ринолалии и заикании
Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Классификация ринолалии
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДООПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД1)параллельность в работе над дыханием и артикуляцией;2)максимальное отвлечение ребенка от слухового, контроляво время произнесения звуков;3)постоянное повторение усвоенного комплекса упражненийперед усвоением нового ОСНОВНОЙ ПЕРИОД1)параллельность в работе над дыханием и артикуляцией;2)осознанный слуховой контроль ребенка за своим произношением;3)введение буквенного обозначения изучаемых звуков, чтоможет служить для подготовки к обучению грамоте;4)автоматизация и дифференциация звуков в различныхусловиях (слог, слово, предложения, текст);5)предупреждение дисграфий.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Формы заикания
Характерные признаки невротической формы заикания 1. Заикание может появиться в возрасте от 2-х до 6-ти лет.2. Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения.3. Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация).4. Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.5. Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.).
Характерные признаки неврозоподобной формы заикания 1) судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3-4 года;2) появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи;3) начало заикания постепенное вне связи с психотравмирующей ситуацией;4) отсутствие периодов плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации;5) привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь;6) физическое или психическое утомление, соматическая ослабленность ухудшают качество речи.
Задачи: Формирование навыка плавной речи.Воспитание личности заикающегося.Профилактика рецидивов и хронификации заикания.
Формирование навыка плавной речи. 1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов.2. Регуляция эмоционального состояния.3. Развитие координации и ритмизации движений.4. Формирование речевого дыхания.5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.6. Развитие просодической стороны речи.7. Развитие планирующей функции речи.