ВОЗ о национальной лекаpственной политике и о развитии фармпроизводства А.П. Мешковский [email protected] 900igr.net
План презентации Национальная лекаpственная политика: рекомендации ВОЗ Развитие собственного производства лекарств: компонент НЛП Роль органов здравоохранения в развитии собственного производства Общие соображения
Национальная лекаpственная политика Документ, принятый на высоком уровне Рамочный подход к комплексному рассмотрению и решению проблем отрасли Разрабатывается под патронатом минздрава Но при самом активном участии общественных организаций
Отличия НЛП от других документов Объективный анализ исходного состояния проблемы Гласная разработка проекта документа Утверждение на достаточно авторитетном уровне Мониторинг и оценка хода реализации намеченных мер Использование специальных индикаторов (количественных показателей).
НЛП должна обеспечить: Законность и стабильность деятельности фармацевтической отрасли Доступность, т.е. равный доступ населения к основным ЛС при их умеренной стоимости Качество: безопасность, эффективность и фармацевтические аспекты качества всех ЛС в соответствии с международными стандартами Рациональное применение: соответствие клиническим показаниям и экономическая целесообразность.
Национальная лекарственная политика Перечень основных лекарств Концепция основных лекарств Программа действий по ОЛ Национальная лекарственная политика
Компоненты НЛП Выбор основных ЛС Рациональное использование ЛС Экономическая доступность и цены на ЛС Финансирование лекарственного обеспечения Система фармацевтического снабжения Регулирование и обеспечение качества Исследования в сфере ЛС Кадровые ресурсы Контроль и оценка выполненной работы.
Инструменты реализации НЛП Фармацевтическое законодательство Принципы ценообразования на ЛС Порядок закупок ЛС государственных нужд, финансируемых за счет бюджетов всех уровней Налоговая и таможенная политика Инвестиционная и инновационная политика Программы подготовки профессиональных кадров, просвещения и пропаганда адекватного использования ЛС Политика в области рекламы ЛС.
Основные участники процесса разработки НЛП Потребители ЛС (конечные потребители и госпитальный сектор), общества защиты интересов потребителей; Производители ЛС (отечественные и зарубежные); Дистрибьюторы и аптечные учреждения; Медицинские работники; Научные организации, осуществляющие разработку и испытания ЛС; Регулирующие органы; Институты гражданского общества: союзы потребителей, профессиональные объединения, бизнес-ассоциации, отраслевые СМИ, независимая наука. Страховые компании; Международные организации, в первую очередь системы ООН (ВОЗ, ВТО, ВОИС).
НЛП за рубежом Свыше 100 государств-членов ВОЗ из 192 имеют или разрабатывают национальную лекарственную политику В их числе Австралия, Греция, Индия, Китай, Румыния, Словакия, Чехия, Япония Развивающиеся государства.
НЛП за рубежом - 2 Большинство стран - бывших республик СССР имеют или готовят соответствующие документы Исключения: Россия и Азербайджан. В Украине приказом Минздрава № 164 (март с.г.) предусмотрено разработать проект основных принципов национальной политики лекарственного обеспечения.
НЛП в России ФЗ «О лекарственных средствах» (1998 г.): Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области обеспечения населения лекарственными средствами. (ст.6, п. 1) В настоящее время (спустя почти 9 лет после принятия закона) не сформулировано даже определение этого понятия.
НЛП в России: основания для разработки Отсутствие объективной информации о рынке: объем, уровень брака и фальсификации и т.п. Уровень потребления ЛС: 10% от уровня США, Японии Пересмотр законодательства: техрегламент или закон о ЛС? Нормативная база (GXP): отстает от мирового уровня Регуляторная практика: непредсказуема Страхование расходов на ЛС?
НЛП в России: попытки Тема неоднократно поднималась в фармацевтической печати Минздрав рассматривал на коллегии (1998 г.) ТПП проводила конференции (в России и за рубежом) Результатов нет
Причины отсутствия НЛП? Там, где есть взятка, не может быть никакой политики. Ульянов-Ленин
НЛП – платформа для обсуждения проблем отрасли: Законодательство Нормативная деятельность Доступность лекарств Перечень ЖНВЛС Формулярная система Цены Механизмы страхования Охрана интеллектуальной собственности Многое другое.
Возможности путаницы В России в прошлом при обсуждении НЛП акцент, как правило, перемещался в сторону промышленной политики в фармсекторе Предлагались меры помощи государства разработчикам и производителям лекарственных средств
Фармацевтическое производство в рамках НЛП и самостоятельное
Обсуждавшиеся меры помощи государства Снизить налоги, Ограничить импорт Инвестировать в разработку и модернизацию производства ЛС Возродить Минмедпром и др.
Чем должно государство помогать фармпроизводству в рамках НЛП? Сформировать важнейшие ориентиры: Определить потребности здравоохранения по: номенклатуре, объемам потребления и качеству
Более конкретно: Утвердить перечень основных лекарств Предложить прогноз потребности по этой номенклатуре Установить планку в части требований к качеству
Требования к качеству Национальная фармакопея (на уровне ЕФ) Пакет инструктивных указаний по регистрации препаратов – (на уровне ICH CTD) GXP как лицензионные требования Государственный(е) инспекторат(ы) по GXP Закон о ЛС, предусматривающий все это
Одно общее соображение В случаях заимствования концепций, подходов, методик и т.п. из зарубежного опыта целесообразно адаптацию осуществлять на этапе внедрения, а не в процессе ознакомления и понимания
Примеры отступления от этого правила Перечень “основных лекарств” ВОЗ Регистрация ЛС Фармакопея GMP “Уполномоченное лицо” (в рамках GMP) Национальная лекарственная политика и др.