История медицины Древней ГрецииПодготовила студентка группы 216-МБМКЦеретели Лейла
Источники по истории и медицине Древней ГрецииЛитературные памятникиАрхеологические данные
Литературные памятники В настоящее время наука не располагает письменными источниками сведений о медицине древнейшего в истории Греции и весьма развитого крито-микенского периода. Возможно, в будущем расшифровка крито-микенского линейного письма “Б”, произведенная в 1953 г. , позволит восполнить этот пробел в истории медицины Древней Греции. Первые Греческие литературные памятники – эпические поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея” – являются практически единственными источниками сведений о древнегреческой медицине XII – VI вв. до н. э., т. е. Конца крито-микенского, предполисного и архаичного периодов.
Средневековая иллюстрация к «Илиаде»
О медицине классического периода истории Греции рассказывает выдающийся памятник медицинской литературы “Гиппократов сборник”, составленный около III в. до н. э. из сочинений древнегреческих врачей и названный именем великого врача античного мира Гиппократа. Некоторые сведения о медицине архаичного и классического периодов истории Греции содержатся также в выдающемся произведении Геродота “История в девяти книгах”. О медицине классического периода истории Греции рассказывает выдающийся памятник медицинской литературы “Гиппократов сборник”, составленный около III в. до н. э. из сочинений древнегреческих врачей и названный именем великого врача античного мира Гиппократа. Некоторые сведения о медицине архаичного и классического периодов истории Греции содержатся также в выдающемся произведении Геродота “История в девяти книгах”. О медицине эпохи эллинизма повествуют труды александрийских ученых в изложении Галена и Авла Корнелия Цельса, так как подлинники медицинских трактатов не сохранились.
Археологические данные Систематические археологические исследования на территории Греции начали производить немногим более ста дет тому назад – после 1870 г., когда немецкий исследователь Г. Шлиман нашел легендарную Трою. В своих поисках он опирался только на поэмы Гомера. Вот почему успех Г. Шлимана был одновременно и триумфом Гомера – все, что до этих пор считалось мифом и приписывалось фантазии великого сказителя Древней Греции, оказалось действительной историей ее народа. Результаты дальнейших раскопок в Микенах, на о. Крит и т. д. По своему значению и ценности не уступают открытию гробницы Тутанхамона, ставшей сенсацией XX в.
В 1930 г. в шести километрах от г. Керчь (Пантикапей) в кургане Куль-Оба было открыто одно из самых богатых скифских захоронений, относящееся к IV в. до н. э. В классический период истории Греции Пантикапей был столицей Боспорского царства, которое возникло в V в. до н. э. после объединения греческих городов-колоний, располагавшихся по обе стороны Керченского пролива. В результате взаимного проникновения культур здесь сформировалась оригинальная греко-скифо-меотская культура. Золотые сокровища из Куль-Обского погребения хранятся ныне в Особой кладовой Эрмитажа. Среди них – знаменитый золотой сосуд, предназначенный для культового обряда. По периметру сосуда изображены три сцены из жизни скифов: скифский вождь беседует с воинами, скиф-воин делает перевязку раненому товарищу, скиф лечит больной зуб. В 1930 г. в шести километрах от г. Керчь (Пантикапей) в кургане Куль-Оба было открыто одно из самых богатых скифских захоронений, относящееся к IV в. до н. э. В классический период истории Греции Пантикапей был столицей Боспорского царства, которое возникло в V в. до н. э. после объединения греческих городов-колоний, располагавшихся по обе стороны Керченского пролива. В результате взаимного проникновения культур здесь сформировалась оригинальная греко-скифо-меотская культура. Золотые сокровища из Куль-Обского погребения хранятся ныне в Особой кладовой Эрмитажа. Среди них – знаменитый золотой сосуд, предназначенный для культового обряда. По периметру сосуда изображены три сцены из жизни скифов: скифский вождь беседует с воинами, скиф-воин делает перевязку раненому товарищу, скиф лечит больной зуб.
При археологических раскопках на территории Древней Греции были обнаружены также многочисленные храмы, и среди них святилища бога врачевания Асклепия. В 1876 – 1877 гг. на склоне Акрополябыл освобожден от земли Афинский храм, ав 1881- 1887 гг. было открыто еще одно святилище в г. Эпидавре. Археологические исследования в Эпидавре дали в руки историков медицины богатый материал о культуре бога врачевания в Древней Греции. Девятнадцатый век явился периодом великих археологических открытий в Греции. Они продолжаются и по сей день.
Два направления в медицинеВ медицине Древней Греции имелось два направления: Народная ;Храмовая.
Народная медицинаНачала греческой медицины теряются в глубокой древности и,несомненно, связаны с медициной древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской.Медицина в Греции издавна носила светский характер: “Она основывалась на эмпирии и в своей основе была свободна от теургии, т. е. Призывания богов, заклинаний, магических приемов и т. п.”
Гомер
Согласно Гомеру в греческом войске времен Троянской войны были искусные народные врачи, которые успешно лечили раны и знали свойства целебных трав. Они пользовались глубоким уважением: Согласно Гомеру в греческом войске времен Троянской войны были искусные народные врачи, которые успешно лечили раны и знали свойства целебных трав. Они пользовались глубоким уважением:Стоит многих людей один врачеватель искусный:Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством. Когда Махаон был ранен Парисом, все войско пришло в смятение от одной мысли, что врач мог быть убит. Гомеровский эпос дает некоторые представления об анатомических познаниях того времени и лечении ран. Вскрытия трупов в Древней Греции не производилось, тем не менее медицинская номенклатура “Иллиады” и “Одиссеи” составила основу терминологии врачей всей Греции и входит в состав современного анатомического языка.
Согласно Дарамберу в поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей. Их лечение состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок. Согласно Дарамберу в поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей. Их лечение состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок. Лечением и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались не только врачи, но и сами воины. Так, Патрокл перевязывал раненого врача Махона, а раны самого Патрокла, как рассказывает рисунок на античной вазе, перевязывал Ахилл – один из главных героев “Иллиады”
Геродот
В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болезней в Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Говоря о заразных болезнях, он объясняет их возникновение вполне естественными причинами, а никак не божественными По его мнению, чума и дизентерия в войске Ксеркса возникли от употребления в пищу травы, листьев и древесной коры вместо хлеба, им же истребленного, от скопления войск и от гниения тысяч непогребенных трупов. В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болезней в Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Говоря о заразных болезнях, он объясняет их возникновение вполне естественными причинами, а никак не божественными По его мнению, чума и дизентерия в войске Ксеркса возникли от употребления в пищу травы, листьев и древесной коры вместо хлеба, им же истребленного, от скопления войск и от гниения тысяч непогребенных трупов. Писал Геродот и о высоком положении врача в обществе и о глубоком уважении к врачебной профессии: по свидетельству Геродота, города Греции оспаривали друг у друга лучших врачей, что говорит также и об элементах общественной медицины в Древней Греции.
Храмовая медицина Развитие рабовладельческого строяв Древней Греции и укрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии, что явилось ярким выражением классового расслоения общества. Именно к этому периоду истории Греции относится становление храмов, а вместе с ними и храмовой медицины. Как уже отмечалось, культ Асклепия как бога-целителя сложился в Греции в VII в. до н. э. Несколько позже в Трикке, Эпидавре и на о. Кос были воздвигнуты первые храмы, посвященные этому богу. По меткому замечанию В. П. Карпова, они носили “лечебно санаторный характер”.
Храм Асклепия в Эпидавре
В Древней Греции культ Асклепия был очень популярен. Античные авторы сообщают более чем о 300 храмах. Самым величественным из них считалось святилище Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные архитектурные и письменные памятники, несущие обширную информацию о храмовой медицине Древней Греции. В Древней Греции культ Асклепия был очень популярен. Античные авторы сообщают более чем о 300 храмах. Самым величественным из них считалось святилище Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные архитектурные и письменные памятники, несущие обширную информацию о храмовой медицине Древней Греции. На территории Храма в Эпидавре, кроме самого храма, были также баня, библиотека, стадион и даже театр, построенный около 450 г. до н. э. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники воздвигнутые в честь знаменитых врачей, и стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления, которые широко афишировались.
Храм Асклепия в Эпидавре
Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: религиозные правила не допускали в святилища все нечистое (связанное с рождением или смертью). Каждый вошедший мылся в водах священного источника и приносил жертву богам. Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: религиозные правила не допускали в святилища все нечистое (связанное с рождением или смертью). Каждый вошедший мылся в водах священного источника и приносил жертву богам. После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в “священный” сон. Толкование этих снов составляло существенный фрагмент храмовой медицины. Тем не менее главными средствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика. Об употреблении лекарств в большинстве случаев не упоминается. Есть только отдельные указания на некоторые хорошо проверенные средства народной медицины , у которой жрецы заимствовали свои приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на помощь светских врачей.
В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши. В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши. “Священные” сны оставались популярными долгое время. В Вавилоне во время последней болезни Александра Македонского его военачальники долгое время спали у алтаря бога Сераписа, надеясь, что он спасет царя.
Медицина Древней Греции В Древней Греции медицина была семейной профессией и передавалась от отца к сыну, - секреты этого искусства сохранялись внутри рода ли семьи. Такая система подготовки врачей получила название семейной медицинской школы. Позднее рамки семейных школ расширились: в них за определенную плату стали принимать учеников – не членов рода.
Врачи в Древней Греции практиковали в городах, войсках, служили при правителях или ж странствовали в качестве врачей-периодевтов из одного города в другой. Врачи в Древней Греции практиковали в городах, войсках, служили при правителях или ж странствовали в качестве врачей-периодевтов из одного города в другой. По свидетельству историков, в городах на общественных началах устраивались гражданские больницы с официально назначенным врачом, оплачиваемым государством. Общественные врачи избирались на народном собрании после соответственного экзамена. За особые заслуги перед народом они иногда награждались золотым венком и правом гражданства. Эти великие почести были возданы жителями Афин Гиппократу и его сыну Фессалу. Таким образом, в некоторых полисах Древней Греции уже прослеживаются элементы организации медицинского дела, которые позже получили широкое развитие в Древнем Риме.
Медицинские школы в Древней Греции В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них, была индивидуальна по своей философии :Кротонская медицинская школа;Книдская медицинская школа;Косская медицинская школа.
Город Кротон
Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: организм есть единство противоположностей, здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил, противоположное излечивается противоположным. Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.
Врач Алкмеон из Кротона
Город Книд
Книдская медицинская школа:Книдская медицинская школа: 1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение – есть причине большинства болезней. 2. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон и Книда – современник Гиппократа, автор многих сочинений.
Остров Кос
Косская медицинская школа – главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская медицинская школа – главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская медицинская школа:рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой, 2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного, 3. развивала основы врачебной этики.
Гиппократ
Самые первые биографии Гиппократа были написаны не ранее, чем через несколько столетий спустя после его смерти. Их авторы не были современниками Гиппократа, и поэтому их повествования носят отпечаток легендарности, которой было окружено имя великого врача. Одни приписывают ему совершение чудесных исцелений и считали само его имя талисманом и синонимом врачебного искусства. Другие, напротив, пытались оклеветать его. Тем не менее легенда о Гиппократе прошла через века, передаваясь из поколения в поколения. Самые первые биографии Гиппократа были написаны не ранее, чем через несколько столетий спустя после его смерти. Их авторы не были современниками Гиппократа, и поэтому их повествования носят отпечаток легендарности, которой было окружено имя великого врача. Одни приписывают ему совершение чудесных исцелений и считали само его имя талисманом и синонимом врачебного искусства. Другие, напротив, пытались оклеветать его. Тем не менее легенда о Гиппократе прошла через века, передаваясь из поколения в поколения. Гиппократ жил в период величайшего внутреннего расцвета Греции, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. В политике это был Перикл, в истории – век Геродота и Фукида, в философии – век Сократа, Платона, Левиппа, Демокрита, Эмпедола, Анаксагора, в поэзии – век Пиндара, Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана, в области ваяния и зодчества – век Поликлета, Праксителя и Фидия, в области медицины – век Гиппократа.
Гиппократ, Гален и Авиценна Книжная иллюстрация
Гиппократ родился на о. Кос. По отцу, которого звали Гераклит, он принадлежал к знатному роду врачей. Будучи врачем-периодевтом, он посетил многие города Греции, земли Малой Азии, Скифии, восточное побережье Черного моря, Ливию и Египет. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Их правители приглашали его на службу. Гиппократ родился на о. Кос. По отцу, которого звали Гераклит, он принадлежал к знатному роду врачей. Будучи врачем-периодевтом, он посетил многие города Греции, земли Малой Азии, Скифии, восточное побережье Черного моря, Ливию и Египет. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Их правители приглашали его на службу. Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе, где и умер в один год с Демокритом. Гиппократ имел реальные представления о медицине того времени, ее возможностях, трудностях и целях. Это был врач-философ, сочетавший в себе большой врачебный опыт с большим пониманием людей и окружавшей природы. Он неустанно заботился о достоинстве врача. Питал глубокое отвращение к шарлатанам, порочащим высокое искусство.
Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в “Гиппократовом сборнике”, который является энциклопедией классического периода истории древнегреческой медицины. Он составлен в III в. до н. э. в знаменитой Александрийской библиотеке, основанной приемниками Александра Македонского – Птолемеями, правителями эллинистического Египта.
Страница из Гиппократова сборника