«Надо учить детей учиться!» А. Г. Мордкович Актуальность: Учебные комплекты для изучения курса алгебры и начала математического анализа в общеобразовательной школе, созданные авторским коллективом под руководством А. Г. Мордковича, успешно используются в российских школах, начиная с 2000 года. Популярность этих УМК не могла не подтолкнуть нас к ознакомлению с их автором – Александром Григорьевичем Мордковичем.
Александр Григорьевич Мордкович – доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, много лет был заведующим кафедрой математического анализа и методики преподавания математики Института математики и информатики Московского городского педагогического университета (МГПУ).
Биография Александр Григорьевич Мордкович родился 23 июля 1940 г. в Москве. В 1962 году окончил МГПИ им. В.И.Ленина и был рекомендован к обучению в аспирантуре. В 1966 году закончил аспирантуру МГПИ им. В.И.Ленина. В 1967 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по специальности «теоретико-множественная топология». В 1987 году защитил докторскую диссертацию по методике преподавания математики в педвузе.
Стаж работы Мордковича в педагогической сфере: с 1964 г. Александр Григорьевич работал: с 1960 по 1962 годы в средней школе г. Москвы, с 1964 по 1995 годы – в Московском государственном заочном педагогическом институте (МГЗПИ – ныне МГОПУ), прошел все ступени – от ассистента до профессора, зав. кафедрой. С 1995 г. работает в МГПУ. Профессиональная деятельность
Ученая степень: доктор педагогических наук. Ученое звание: профессор. Область научных интересов: методика преподавания математики в школе и педвузе. Читаемые дисциплины: математический анализ; теория функций действительного переменного, дифференциальные уравнения; теория функций комплексного переменного; спецкурсы. Число научных публикаций: более 300. Количество защитившихся аспирантов: 19. Количество защитившихся докторантов: 4. Член диссертационного совета при МГПУ. Член диссертационного совета при РАО.
Награды, звания Заслуженный деятель науки РФ Лауреат премии Президента РФ в области образования Медаль им. К.Д.Ушинского Отличник народного образования
Авторство А. Г. Мордкович – автор более 300 публикаций, среди которых свыше 100 книг по математике для школьников, абитуриентов, студентов педвузов, учителей математики. Александр Григорьевич — руководитель авторского коллектива учебно-методического комплекта (УМК) «Математика 5-6», «Алгебра 7-9», «Алгебра и начала анализа 10-11», выпущенного издательством «Мнемозина». Многие школы России работают по учебникам А.Г. Мордковича.
«Работа по комплекту началась в 1993 году. В то время в России функционировала ассоциация «Экология и диалектика», которую возглавлял профессор Лев Васильевич Тарасов. Он предложил мне создать для их организации авторскую программу и соответствующие учебники для 7-11 классов, что я и сделал за период 1993-1995 гг. Потом выяснилось, что интерес к тому, что я создал, выходит за рамки этой ассоциации. И с 1997 года я начал издавать массовые учебники — сначала для 7 класса, на следующий год — для 8, и так далее. На сегодняшний день выпущено уже около десяти изданий всех этих учебников, общий их тираж — несколько миллионов, и работают по ним практически во всех регионах России». Из истории создания УМК Мордковича Рассказ Александра Григорьевича о том, как создавался его УМК:
Учебники под редакцией А.Г. Мордковича нацелены на решение следующих проблем: впервые в практике российского математического образования приоритетной содержательно-методической линией является функционально-графическая. доступное и подробное изложение материала приучает школьников к чтению учебной литературы и к самостоятельному добыванию информации; при изложении и структурировании материала используются принципы развивающего обучения;
чтение графика. графическое решение уравнений; отыскание наибольшего и наименьшего значений функции на заданном промежутке; преобразование графиков; функциональная символика; кусочные функции; Инвариантное ядро в учебниках и задачниках Мордковича состоит из шести направлений:
АЛГЕБРА 7-9 классы Предпрофильная подготовка Учебники под редакцией Мордковича Новые обложки
Данные учебники созданы специально для 10-го и 11-го классов физико-математического профиля. Содержание учебных изданий является логическим продолжением концептуальной линии, лежащей в основе учебников А. Г. Мордковича для 8-го и 9-го классов (предпрофильная подготовка). Алгебра и начала математического анализа Профильный уровень
Наш класс занимается по учебному комплекту «Алгебра и начала математического анализа» (профильный уровень) под редакцией А. Г. Мордковича. Приведу решение трёх заданий данного комплекта, наиболее ярко иллюстрирующих основные направления содержательно-методической линии.
№1 Решите уравнение: 2·27x – 5·18x + 5·12x – 3·8x = 0 Решение: 2·27x – 5·18x + 5·12x – 3·8x = 0 / ÷8x 2·(3/2)3x – 5·(3/2)2x + 5·(3/2)x – 3 = 0 Введем новую переменную y = (3/2) x, тогда уравнение принимает вид: 2y³ – 5y² + 5y – 3 = 0 / ·4 8y³ – 20y² + 20y – 12 = 0 (2y)³ – 5(2y)² + 10(2y) – 12 = 0 Введем новую переменную z = 2y, тогда уравнение принимает вид: z³ – 5z² + 10z – 12 = 0 (3)
Делители -12: ±1; ±2; ±3; ±4; ±6; ±12. 3 – корень уравнения (3) Разложим многочлен z³ - 5z² + 10z – 12 на множители, используя схему Горнера: (z – 3)(z² – 2z + 4) = 0 z – 3 = 0 или z² – 2z + 4 = 0 z = 3 D = 4 - 16 = -12 Т. к. D
№2 Решите неравенство: 2x + 2 – x² ≥ 3x²–2x+2 Решение: 2x + 2 – x² ≥ 3x²–2x+2 -(x² – 2x) + 2 ≥ 3(x² – 2x)+2 Введем новую переменную t = x² – 2x, тогда неравенство принимает вид: -t + 2 ≥ 3t+2 (2) Рассмотрим функции y = -t + 2 и y = 3t+2 и построим их графики в одной системе координат. Y =
-
t ≤ -1 – решение неравенства. (2) Вернемся к переменной x, тогда неравенство принимает вид: X² – 2x ≤ -1 (3) X² – 2x + 1 ≤ 0 (x – 1)² ≤ 0 + + 1 x Неравенство (3) справедливо только при x = 1 Ответ: x = 1
№3 Дана функция: 4x, если x
Решение: а) Т. к. -3
Прочитаем график функции y = f(x) 1) D(f) = (-∞; +∞) 2) Функция не является ни чётной, ни нечетной. 3) Функция возрастает на открытом луче (-∞;1); убывает на луче [1; +∞). 4) Функция ограничена сверху, не ограничена снизу. 5) Функция не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений. 6) Функция непрерывна на открытом луче (-∞; 1) и на луче [1;+∞) В точке x=1 функция претерпевает разрыв. 7) Е(f) = (-∞; 4).
С 1987 г. А. Г. Мордкович является организатором и бессменным научным руководителем Всероссийского научного семинара преподавателей математики педагогических вузов России. За это время в разных городах России проведено более 30 семинаров. Организаторская деятельность А. Г. Мордкович с учителями на Всероссийской научной конференции «Школьное математическое образование: традиции и инновации», октябрь 2010 г., УлГПУ имени Ульянова И.Н.
Выводы Я изучил биографию А. Г. Мордковича, проследил его профессиональную деятельность, узнал, что Александр Григорьевич - автор более 300 публикаций, среди которых свыше 100 книг по математике. И на основе всего изученного мной материала могу подытожить, что этот талантливый человек посвятил свою жизнь педагогической деятельности и методике преподавания математики в школах и ВУЗах. Стоит отметить, что учебники комплекта авторского коллектива под руководством Мордковича достаточно популярны в российских школах.
Спасибо за внимание