Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся : « Портфолио» Тема работы: «Математика и психология». Выполнила: Ученица 7А класса МОУ «Куриловская гимназия» Серпуховского района Московской области Вербенко Елизавета Руководитель: Воробьева Галина Николаевна, учитель математики МОУ «Куриловская гимназия» 2008 – 2009 год
Без знания математики нельзя понять ни основ современной техники, ни того, как ученые изучают природные и социальные явления. Колмогоров А. Н. Цель работы:выяснить, нужны ли математические знания в психологии.
1. Тестирование –метод психологической диагностики.2.Использование математических знаний при интерпретации результатов тестирования.3) Заключение.
Почему одним людям постоянно сопутствует удача и успех, а другие всю жизнь недовольны собой? Отчего в одних семьях царит благополучие и покой, а другие напоминают поле битвы? Как произвести на собеседника хорошее впечатление и правильно построить деловой разговор? На эти и подобные вопросы ищут ответы психологи разных стран. Ими проводятся интересные эксперименты, создаются различные методики, призванные помочь нам разобраться во внутреннем мире человека, в его поведении . Наблюдения психологов помогают нам лучше понять себя и других, найти решение многих жизненных проблем.Используется ли математика в психологии? Чтобы разобраться в этом, я обратилась за помощью к школьному психологу Ковалевой Лесе Игоревне. Вот что я узнала из её рассказа.
Психология – наука, которая изучает факты, закономерности и механизмы психики. Психика является свойством мозга. Психология исследует личность в общении и деятельности. Современная психология находится на стыке ряда наук, в частности математики. Для того, чтобы установить определенные психологические качества личности, используют тесты.
Тест – это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем развития психических функций и свойств личности. При помощи тестов стремятся выявить наличие или отсутствие определенных способностей, навыков, умений; наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.
Процесс тестирования может быть разделен на четыре этапа: выбор теста (определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста; его проведение (определяется инструкцией к тесту); количественная обработка данных исследования интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования). Третий этап предполагает применение математического аппарата психологии – использование статистических приемов и применение основных положений теории вероятностей, которые дают возможность судить о достоверности получаемых выводов.
В психологии существует немало исследовательских методик и тестов, направленных именно на выявление индивидуальных черт конкретного человека. Не все они одинаково точны и надежны. Некоторые могут дать лишь приблизительные результаты, которые ни в коем случае нельзя рассматривать как окончательный «приговор». Тем не менее большинство тестов способны выявить общие тенденции личности, они способны помочь каждому из нас хотя бы в общих чертах разобраться в себе. Первый тест, который мне доверила провести школьный психолог Ковалева Л. И. - тест: «Сова» или «жаворонок».
Я раздала шестиклассникам напечатанные вопросы теста и различные варианты ответов, учащиеся должны были выделить выбранный ответ. Рядом с ответами я расставила заранее указанный балл, соответствующий выбранному ответу. Затем для каждого теста я нашла сумму всех баллов. Используя таблицу результатов, определила тип каждого учащегося.
Тест «Сова» или «жаворонок». Как известно, есть люди, которые предпочитают утренние часы для работы и других занятий. Этот тип людей называют - «жаворонками». «Совы » же деятельны по вечерам. Статистикой доказано, что «совы» в утренние часы делают в 2 раза больше ошибок, чем «жаворонки». У «голубей » наблюдаются особенности как «жаворонков», так и «сов». Например, они не любят очень рано вставать, но и ложиться поздно не хотят. Их работоспособность имеет два пика: в 10-12 часов и в 15-18 часов. Люди этого типа любят нормальный 7-8 часовой сон и придерживаются самого обычного режима дня. Люди разного типа заметно отличаются реакциями не только на физические и температурные нагрузки, но даже на лекарства и их дозы. Этот тест поможет определить свою принадлежность к одной из трех категорий и понять, в какое время вы наиболее работоспособны. Поэтому полезно знать свой тип поведения.
Первый вывод, который я сделала – психолог должен хорошо, без ошибок уметь считать, значит , математика необходима психологии. Следующий тест был намного сложнее.
Для изучения устойчивости, сосредоточенности, объема и распределения внимания используется метод «корректурная проба». Учащимся предлагается бланк, в котором 20 строк и 40 букв. Необходимо в течении трех минут зачеркивать буквы.
Обработка результатов.Сначала подсчитывается количество букв, просмотренных за три минуты. Затем по формуле определяется показатель продуктивности и устойчивости внимания. S – показатель продуктивности и устойчивости внимания,N- количество просмотренных букв,n- количество ошибок( буква пропущена и не зачеркнута),t – время работы.Здесь используется умение работать с формулой.
Результат:S>1 – высокий уровень;0,5<S<1,0 средний уровеньS<0,5 – низкий уровень. В представлении результата используются неравенства.Затем подсчитывается уровень по классу.При определении общего уровня устойчивости и продуктивности внимания по группам в целом используются понятия : проценты, среднее арифметическое, умение работать с неравенствами и умение решать задачи на пропорции.
Количество человек процентыВсего в классе -15 человек 100 %Обследовано: 11 человек x % Зависимость прямая.Решим пропорцию:15:11 =100:х,х=11·100:15х=73,333…х≈73,3Здесь очень важно знать правила округления чисел, принятые в математике.
Итак, по результатам проведенного теста получилось:Высокий уровень: 3 человекаСредний уровень: 7 человекНизкий уровень: 1 человекИмеем :Всего обследовано: 11 человек - 100%Высокий уровень :3 человека - х%Зависимость прямая, решим пропорцию:11:3 = 100:х, х=27,3Аналогично для среднего уровня получили:63,6% , для низкого уровня -9,1%.
Общий результат психологом заносится в таблицу, а умению работать с таблицей так же учат на уроках математики.
Мне хочется привести в пример еще один тест, но он очень сложный, его проводила Ковалева Л. И.Мне был показан принцип обработки теста: Синдром «эмоционального выгорания учителя.Тем, кто принимал участие в тесте, предлагались 35 утверждений , например:1) « Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю», 2) «Я уверен, что моя работа нужна людям» и т.д.По каждому вопросу нужно было высказать свое мнение. Для оценки степени своего согласия с утверждением используется шкала:+2 «да», +1 «скорее да», 0 «не знаю», -1 «скорее нет», -2 «нет».
–каждой строке соответствует симптом и соответствующие номера утверждений.:
При обработке результатов теста в первой строке ответ в пункте 8 заменить на противоположный. То же самое выполнить для пунктов:2,10, 12, 6,14 и во всей четвертой строке. Далее подсчитывается алгебраическая сумма баллов по строкам. Чем выше итоговый балл в строке, тем выше выраженность данного симптома« эмоционального выгорания». Затем психолог интерпретирует результат. Первая строка - симптом неудовлетворенности собой. Как видно из таблицы, у этого учителя в первой строке самый высокий балл.
В данном тесте при обработке результатов используются положительные и отрицательные числа. Психологу необходимо знать определение противоположных чисел, правила сложения чисел с разными знаками, и , наконец ,психолог должен выбрать самый высокий итоговый балл. Значит, нужно уметь сравнивать: отрицательные числа, положительные и отрицательные ,положительные и ноль, отрицательные и ноль, положительные числа .
Заключение. На примере только этих трех тестов я убедилась, что математика очень нужна психологии, а психолог должен быть хорошим математиком: уметь считать, работать с положительными и отрицательными числами, знать правила сравнения и округления чисел, уметь пользоваться формулами, заполнять таблицы, решать математические задачи на пропорции.
Литература. 1. Психология. Словарь. Составитель Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 2. Школьникам о математике и математиках. Сост. М. М. Лиман. – М.: Просвещение, 1981