PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Математика / Математические задачи от русских, советских и зарубежных писателей
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Математические задачи от русских, советских и зарубежных писателей


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Математические задачи от русских, советских и зарубежных писателей


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 МОУ «Средняя общеобразовательная школа №42 с углубленным изучением английского я
Описание слайда:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №42 с углубленным изучением английского языка и математики»г. ПетрозаводскРеспублика Карелия Математические задачи от русских, советских и зарубежных писателей

№ слайда 2 Можно ли изучать математику в школе, используя произведения русских, советских и
Описание слайда:

Можно ли изучать математику в школе, используя произведения русских, советских и зарубежных писателей? «Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своём они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом...» А. П. Чехов

№ слайда 3 Математические задачиставят перед читателями авторы романов, повестей, рассказов
Описание слайда:

Математические задачиставят перед читателями авторы романов, повестей, рассказов, как правило – между делом, зачастую сами не обращая на это внимания. Если читатель любит математику, то от него такая задача не ускользнет! Он не упустит случая разобраться, что это там предложил автор: разрешима задача или нет, и сколько она имеет решений? Иногда автор вместе с условием приводит и решение задачи.

№ слайда 4 Л. Н. Толстой «Арифметика» Задача про артель косцов «Артели косцов надо было ско
Описание слайда:

Л. Н. Толстой «Арифметика» Задача про артель косцов «Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца; вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?»Решение: Пусть x – число косцов в артели, а y – размер участка, скашиваемого одним косцом в один день. Площадь большого луга: xy/2+xy/4 = 3xy/4. Площадь малого луга: y+xy/4 = (xy+4y)/4 Но первый луг больше второго в 2 раза, значит: 3xy/4 : (xy+4y)/4 =2 или 3xy/(xy+4y)=2 3x/(x+4) = 2 3x = 2x+8 x = 8 Ответ: было 8 косцов

№ слайда 5 Л. Н. Толстой«Много ли человеку земли нужно?» «-А цена, какая будет?- говорит Па
Описание слайда:

Л. Н. Толстой«Много ли человеку земли нужно?» «-А цена, какая будет?- говорит Пахом. -Цена у нас одна: 1000 рублей за день. Не понял Пахом.-Какая же это мера – день? Сколько в ней десятин будет?-Мы этого, - говорит, - не умеем считать. А мы за день продаем; сколько обойдешь в день, то и твое, а цена 1000 рублей. Удивился Пахом. -Да ведь это, - говорит,- в день обойти земли много будет». Наутро он пустился по степи наперегонки с солнцем. Пришловремя возвращаться, солнце приблизилось к закату, Пахомспешит вернуться, «в груди как мехи кузнечные раздуваются, а всердце молотком бьёт». Солнце зашло, у Пахома подкосились ноги и он упал замертвоперед хохочущим пузатым башкиром. «Ай, молодец!» — закричал старшина.  — «Много земли завладел!». Поднял работник скребку, выкопал Пахому могилу, ровно насколько он от ног до головы захватил - три аршина, и закопал его.Фигура, которая получилась у Пахома, имеет вид: Найдем площадь участка: Х² = 15²-8²; х≈13 вёрст. S= (2+10)·13=78 кв. вёрст 1верста = 1,0668 км. 78 кв. верст ≈ 78 кв.км 78 кв. км = 7800га.

№ слайда 6 А.П. Чехов «Каникулярные работы институтки Наденьки Н.» «Три купца внесли для од
Описание слайда:

А.П. Чехов «Каникулярные работы институтки Наденьки Н.» «Три купца внесли для одного торгового предприятия капитал, на который через год было получено 8000 рублей прибыли. Спрашивается: сколько получил каждый из них, если первый внес 35000 рублей, второй 50000 рублей и третий 70000 рублей?». Ответ: 1750 руб., 2500 руб. и 3750 руб. «Репетитор» «Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?». (1 аршин ≈ 71 см) Ответ: 75 аршин черного сукна и 63 аршин синего.

№ слайда 7 А.С. Пушкин «Скупой рыцарь» «И царь мог с высоты с весельем озирать И дол, покры
Описание слайда:

А.С. Пушкин «Скупой рыцарь» «И царь мог с высоты с весельем озирать И дол, покрытый белыми шатрами, И море, где бежали корабли…»Даже полчища Атиллы не могли бы воздвигнуть холм выше 4,5м. Глаз наблюдателя, поместившегося на вершине холма, возвышался бы над почвой на 4,5 + 1,5, т.е. на 6 м, и, следовательно, дальность горизонта равна была бы Это всего на 4 км больше того, что можно видеть, стоя на ровной земле.

№ слайда 8 Н.А. Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы» « Вижу один островок небольшой-Зайцы на н
Описание слайда:

Н.А. Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы» « Вижу один островок небольшой-Зайцы на нем собралися гурьбой.С каждой минутой вода подбираласьК бедным зверькам; уж под ними осталосьМеньше аршина земли в ширину,Меньше сажени в длину». Размеры островка в современных единицах длины и площади:S= а*в, а = 1 аршин =72см, в = 1 сажень =216см.S= 0,72 *2,16 =1,5552 м2. Ответ: островок был небольшим.

№ слайда 9 Лев Кассиль«Кондуит и Швамбрания» «Задача с путешественниками» «Из двух городов
Описание слайда:

Лев Кассиль«Кондуит и Швамбрания» «Задача с путешественниками» «Из двух городов выезжают по одному направлениюдва путешественника, первый позади второго. Проехав число дней, равное сумме чисел верст, проезжаемых ими в день, они съезжаются и узнают, что второй проехал 525 верст. Расстояние между городами –175 верст. Сколько верст в день проезжает каждый?»Пусть п число дней длилось путешествие, х верст в день проезжает первый путешественник, у верст в день проезжает второй путешественник, по условию (х > у) задачи имеем систему: 35 дней длилось путешествие, значит, 35х =700, х = 20. 20 верст проезжал первый и 15 верст проезжал второй путешественник. Ответ: 20 верст = 21,34 км; 15 верст = 16,005 км.

№ слайда 10 Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика ШКИД» «Сумма первых трех членов геометрическо
Описание слайда:

Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика ШКИД» «Сумма первых трех членов геометрической прогрессии равна 28, знаменатель равен 9/2, третий член в 3/2 раза больше знаменателя. Найти четвертый член прогрессии» Чтобы привести ее к разрешимому виду, придется сделать два уточнения. Во-первых, будем считать, что одно из трех данных чисел задано неверно. Второе уточнение почуднее: третий член прогрессии в точности равен сумме в рублях, которую автор заплатил недавно на рынке за картошку. Решение: (bn) – геометрическая прогрессия. S3 = 28 q = 9/2 b3 = 3/2 · q b4 = ? bn+1 = bn · q – формула для нахождения члена геометрической прогрессии. b4 = b3 · q = 3/2q · q = 3/2 · 81/4 = 243/8 = 30,375

№ слайда 11 Илья Ильф и Евгений Петров «Двенадцать стульев» «Потом отец Федор подошел к комо
Описание слайда:

Илья Ильф и Евгений Петров «Двенадцать стульев» «Потом отец Федор подошел к комоду и вынул из конфетной коробки 50 рублей трехрублевками и пятирублевками. В коробке оставалось еще 20 рублей».Для единственности решения, добавим условие: отец Федор взял с собой большую часть трехрублевок и большую часть пятирублевок. Найдите решение. Решение:а) Пусть x – взято трехрублевок, а y- взято пятирублевок. Тогда составим уравнение: 3x+5y=50. Найдем пары решений: (5 и 7), (10 и 4), (15 и 1).б) Пусть а – осталось трехрублевок, и b – осталось пятирублевокСоставим уравнение: 3а+5b=20. Найдем пары решений: (5 и 1), (0 и 4). Путем анализа результатов получаем: 5 трехрублевок и 7 пятирублевок или 10 трехрублевок и 4 пятирублевок взял отец Федор.

№ слайда 12 М .Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» Задача № 1 Сын Порфирия Владимировича
Описание слайда:

М .Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» Задача № 1 Сын Порфирия Владимировича Петя проиграл в карты казенные 3000 рублей и попросил у бабушки эту сумму взаймы. Он говорил: «Я бы хороший процент дал. Пять процентов в месяц». Простые проценты начисляются только на начальный вклад. S=P (1+n* (r/100)) Дано: 3000 руб. - 100%, Х руб. - 5%. Решение: Х = 3000:100*5 = 150 (руб.). S=3000+150*12 = 4800 (руб.)Сложные проценты начисляется на наращенный капитал. S=P (1+r/100)n Дано: Р=3000 рублей, r = 5% в месяц, n = 12 мес. S=3000 (1+5/100)12 =3000 (21/20)12=3000 (1,05)12=5387,57≈5400 (руб.)

№ слайда 13 Оноре де Бальзак «Гобсек» «Господин Дервиль взял у ростовщикаГобсека сумму в 150
Описание слайда:

Оноре де Бальзак «Гобсек» «Господин Дервиль взял у ростовщикаГобсека сумму в 150000 франков срокомна 10 лет под 15% годовых». Если бы он выплачивал сложные проценты от исходной суммы: a10 = 150 000 × (1 + 0,01 × 15)10 ≈ 606 834 франка. Если бы расчёты велись по формуле простых процентов:а10 = 150 000 × (1 + 0,01 × 15 × 10) = 375 000 франков. Разница более 230 тысяч франков.

№ слайда 14 Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома» 1. «Мальчик и девочка рвали в лесу ор
Описание слайда:

Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома» 1. «Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов собрал каждый из них?» Ответ: девочка собрала 40, а мальчик – 80 ор.2. «В магазине было 8 пил, а топоров в три раза больше. Одной бригаде плотников продали половину топоров и три пилы за 84 рубля. Оставшиеся топоры и пилы продали другой бригаде плотников за 100 рублей. Сколько стоит один топор и одна пила?» Ответ: топор стоит 5 руб. и пила стоит 8 руб.

№ слайда 15 Ярослав Гашек «Похождения бравого солдата Швейка» «Стоит четырехэтажный дом, в к
Описание слайда:

Ярослав Гашек «Похождения бравого солдата Швейка» «Стоит четырехэтажный дом, в каждом этаже по восьми окон, на крыше - два слуховых окна и две трубы, в каждом этаже по два квартиранта. А теперь скажите, господа, в каком году умерла у швейцара его бабушка?» Швейк рассказал свою задачу в 1914 году. Год кончины бабушки равен произведению общего числа окон этого дома на число труб и на возраст (в 1914 году) одного из квартирантов, лично присутствовавшего на похоронах. В каком же году умерла у швейцара бабушка?

№ слайда 16 И. А. Крылов «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК» Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело
Описание слайда:

И. А. Крылов «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК» Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам; Да только воз и ныне там. Сложение векторов движения лебедя и щуки выполним по правилу параллелограмма. Диагональ параллелограмма будет суммой двух векторов. Вектор движения рака будет направлен в противоположную сторону, значит, сумма этих векторов будет равна 0. Поэтому воз не двинется с места.

№ слайда 17 Жюль Верн «Таинственный остров» Герои Жюля Верна измеряли высоту скалы. Расстоян
Описание слайда:

Жюль Верн «Таинственный остров» Герои Жюля Верна измеряли высоту скалы. Расстояние от колышка до шеста так относится к расстоянию от колышка до основания стены, как высота шеста к высоте стены. «- если мы измерим два первых расстояния, то, зная высоту шеста, сможем вычислить четвертый, неизвестный член пропорции, т. е. высоту стены.«0ба горизонтальных расстояния были измерены: меньшее равнялось 15 футам, большее - 500 футам. По окончании  измерений инженер  составил  следующую запись: 15:500 = 10:х, 500×10 = 5000, 5000:15 = 333,3. Значит, высота  гранитной  стены равнялась   333 футам». 

№ слайда 18 Артур Конан-Дойль «Обряд дома Месгрейвов» Отрывок из текста:    «Я связал вместе
Описание слайда:

Артур Конан-Дойль «Обряд дома Месгрейвов» Отрывок из текста:    «Я связал вместе два удилища, что дало мне шесть футов, и мы с моим клиентом отправились обратно к тому месту, где рос (когда-то) вяз... Я воткнул свой шест в землю, отметил направление тени и измерил ее. В ней было девять футов. Дальнейшие мои вычисления были совсем уж несложны. Если палка высотой шесть футов отбрасывает тень в девять футов, то дерево (вяз)  высотой (64 фута) отбросит тень в (96 футов), и направление той и другой, разумеется, будет совпадать».

№ слайда 19 Художественная литература: Аверченко А. Экзаменационная задача. Бальзак О. Гобсе
Описание слайда:

Художественная литература: Аверченко А. Экзаменационная задача. Бальзак О. Гобсек. Белых Г. и Пантелеев А. Республика Шкид. Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка Гераскина Л. В стране невыученных уроков. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Ильф И. и Петров Е. Двенадцать стульев, Золотой теленок. Жюль Верн Таинственный остров. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Конан- Дойль А. Обряд дома Месгрейвов. Крылов И.А. Лебедь, Щука и Рак.Некрасов Н.А. Дедушка Мазай и зайцы. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. Остер Г. Задачник. Пушкин А.С. Скупой рыцарь. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы.Толстой Л.Н. Арифметика, Много ли человеку надо? Тургенев И.С. Муму.Чехов А.В. Каникулярные работы институтки Наденьки Н., Репетитор.

№ слайда 20 Заключение Обзор литературы показал, что знания по математике нужны и писателям.
Описание слайда:

Заключение Обзор литературы показал, что знания по математике нужны и писателям. В художественных произведениях содержится много загадок, а иногда автор дает и отгадку. Авторы, используя математические данные, предлагают читателю подумать. Любая книга откроет свои тайны тому человеку, кто умеет сам добывать знания и отвечать на интересующие его вопросы. Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным. Использованные Интернет-ресурсы:1.БакиеваА., Саитова Р.А. «Математика в художественной литературе».2.Барташевич Н. «Алгеброй гармонию измерим. Математика в художественной литературе».3.Береговой Е. «Литературная математика».4.Карпушина Н.М. «Любимые книги глазами математика».5.Куликова Е., Куликова Е.В. «Математика и литература – два крыла одной культуры».6.Латыпова С.В. «Математические задачи в литературных произведениях».7.Митрофанова Н.В., Шохалова Н.П. «Мировоззрение и творчество А. С. Пушкина в свете математических законов».8.Мухачева А., Куприянович М.О. «Математические задачи в литературных произведениях».

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru