Естественнонаучная грамотность на уроках химии
Естественнонаучные компетенции
Задания в формате PISA Собирая грибы в лесу, рукой вы задели листья крапивы. Место прикосновения крапивных листьев болит и чешется. Вопрос 1. Почему болит место прикосновения листьев крапивы? Вопрос 2. Напишите название вещества, имеющееся на кухне, которое вы можете использовать, чтобы уменьшить зуд и боль. Вопрос 3. Составьте уравнение реакции.
Загадочная «Долина смерти», напоминает пресс-служба Кроноцкого заповедника, была обнаружена российскими вулканологами еще 28 июля 1975 года на Камчатке. Первоначально ученых заинтересовало большое кладбище животных и птиц (в основном хищников-падальщиков), расположенное у подножья вулкана Кихпиныч (850 метров над уровнем моря), где сливаются три истока реки Гейзерной. Однако вскоре вулканологи В. Леонов и В. Дерягин выяснили, что в этой зоне, протянувшейся на 2 километра в длину и от 100 до 500 метров в ширину, гибнет все живое. Трупы животных и птиц в этой аномальной зоне сохраняются в течение долгого времени. Вопросы: 1. Какие вещества вызывают смерть животных? 2. Почему гибнут, в основном, травоядные животные? 3. Какова причина долговременного хранения трупов животных и птиц в этой аномальной зоне?
Маша и Влад в книге «Все из муки» нашли рецепт приготовления кекса. Для приготовления кекса на сгущенном молоке необходимо 8 столовых ложек муки, 4 яйца, 3 столовые ложки сахара, 3 столовые ложки сметаны, 1 банку сгущенного молока и половину чайной ложки соды. Сгущенное молоко выливают в посуду, вбивают по одному яйца, добавляют сахар, сметану, муку, соду (погасить уксусом в стакане). Все тщательно перемешивают и выливают в форму. Ставят в разогретую духовку . Как кекс зарумянится и поднимется, температуру в духовом шкафу с 200 градусов убавляют до 180 и выпекают до готовности 35-40 минут.
Маша выпекала кекс строго по написанному рецепту. Влад, послушав совет бабушки, внес коррективы. Он не гасил соду в стакане. Влад всыпал ее в муку и тщательно перемешал, яйца взбил с сахаром и добавил в них молоко, сметану и чайную ложку столового уксуса, а затем всыпал смесь в жидкую часть теста. Вопросы: 1. Какое вещество способствовало поднятию кекса при выпечке? 2. Почему у Влада кекс поднялся лучше? 3. Составьте уравнение происходящей реакции
Формируемые умения учащихся Выбор стратегии собственных действий Способность отнести задание к определенной предметной области Применение сформированных способов действий Приблизительной оценки результата и сопоставления его со списком ответов
Благодарю за внимание!