Конкурс учителей литературы «ВИКТОРИЯ» - 2011 «Жизнь и творчество В.Ф.Тендрякова»
План Основные этапы жизни Творчество В.Ф.Тендрякова Мастер в рисунках и иллюстрациях Источники Автор
Начало жизненого пути Тендряков Владимир Федорович (1923 - 1984) Из биографии «Я, Тендряков Владимир Федорович, родился в 1923 году, в декабре месяце, 5 числа. Являюсь уроженцем Вологодской области Верховатского района Шепотского сельсовета д. Макаровская. Сравнительно за короткий период этого времени мы проживали в Вельске, Вологде, Грязовце, Опарино, где я в 1930 году пошел в первый класс начальной школы» Деревня Макаровская – малая родина В.Ф.Тендрякова Место, где стоял дом, в котором родился писатель
Семья будущего писателя с бабушкой мама и младший брат дядя и отец
Жизненный путь В Подосиновской средней школе в 1939 г. он вступил в комсомол. Учится на «хорошо» и «отлично», ведет активную общественную работу. В 1941 году В.Тендряков окончил школу. Вскоре после начала Отечественной войны по призыву пошел в ряды РККА. 21 августа 1943 года в наступлении под Харьковом был ранен осколком снаряда в левую руку. После частичного излечения был признан инвалидом третьей группы и отпущен на дальнейшее лечение по месту жительства.
Жизненный путь В 1945 Тендряков приезжает в Москву, поступает учиться во ВГИК на художественный факультет …. …. но через год переходит в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1951. В студенческие годы начинает писать рассказы. Друзья по литинституту. В центре В. Солоухин
Жизненный путь 1955-1984 гг. – профессиональная литературная деятельность
Жизненный путь (окончание) Умер В.Ф.Тендряков 3 августа 1984 в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Творчество
Первые литературные шаги В 1948 - 53 публикует несколько рассказов в журнале "Огонек" (первый рассказ – «Дела моего взвода» (1947) ) В 1948 - 53 публикует несколько рассказов в журнале "Огонек" (первый рассказ – «Дела моего взвода» (1947) ) С 1955 становится профессиональным писателем, отдавая все время литературному труду. Пишет рассказы, повести, романы. С 1955 становится профессиональным писателем, отдавая все время литературному труду. Пишет рассказы, повести, романы.
Произведения 50-х годов В 1950-е написаны - "Среди лесов", "Не ко двору" (позже кинофильм "Чужая родня"), "Ненастье", "Ухабы", "Тугой узел", "Чудотворная" (позже - одноименный фильм ) и др. Их герои, попадая в трудные, драматические обстоятельства, проходят испытания совестью Гибнет молодой парень, попав в автомобильную аварию, и виновником его кончины становится директор МТС, отказавшийся, ссылаясь на инструкции, дать трактор, чтобы доставить пострадавшего в больницу.
Произведения 50-х годов Нашел мальчик икону, да это конечно чудо и все старушки это понимают. Но к сожалению на дворе расцвет коммунизма и богоборческая кампания, во главе которой - учительница. Бог явно показывает людям что есть чудеса на свете, но люди которые идут против Бога не видят этого, отрицают чудеса. Пытаются всему найти научное объяснение... А детская, почти безгрешная душа все-таки тянется к Богу, видит Родион что Бог есть, но боится насмешек друзей, боится учительницы, и поэтому всячески пытается избегнуть общения с Богом... Нашел мальчик икону, да это конечно чудо и все старушки это понимают. Но к сожалению на дворе расцвет коммунизма и богоборческая кампания, во главе которой - учительница. Бог явно показывает людям что есть чудеса на свете, но люди которые идут против Бога не видят этого, отрицают чудеса. Пытаются всему найти научное объяснение... А детская, почти безгрешная душа все-таки тянется к Богу, видит Родион что Бог есть, но боится насмешек друзей, боится учительницы, и поэтому всячески пытается избегнуть общения с Богом...
Кадры из фильма «Чужая родня»
Произведения 50-х годов Первый большой роман «За бегущим днем» был написан в 1959 г. В романе "За бегущим днем" писатель стремился убедить общество в необходимости перестройки всей системы школьного образования, дабы теснее связать его с производством, с трудовой деятельностью, а также попытаться лучше учесть индивидуальность каждого ученика. P.S. Не читал видно господин данный роман!?
Произведения 60-х годов В 1960-е выходят - "Тройка, семерка, туз", "Суд", "Короткое замыкание", "Поденка - век короткий", "Кончина", "Апостольская командировка".
Произведения 60-х годов Герой "Апостольской командировки" проходит несколько кругов сомнений и самопознания. Он пытается отыскать высший смысл, оправдание своей жизни и понять духовные основы бытия. Ему тридцать три года - возраст Христа - деталь весьма существенная, откровенно символическая. Очень важна также и профессия героя: физик-теоретик, однако по специальности не работает и занимается в столичном журнале поверхностной научной популяризацией. Рыльников остро чувствует неудовлетворенность собой, он тоскует по духовности, его непокой вызван внутренней необходимостью отыскать точку опоры. Жажда цельности гонит героя прочь от любящей семьи, от столицы в глубинку, в глухую провинцию - к Богу. Герой "Апостольской командировки" проходит несколько кругов сомнений и самопознания. Он пытается отыскать высший смысл, оправдание своей жизни и понять духовные основы бытия. Ему тридцать три года - возраст Христа - деталь весьма существенная, откровенно символическая. Очень важна также и профессия героя: физик-теоретик, однако по специальности не работает и занимается в столичном журнале поверхностной научной популяризацией. Рыльников остро чувствует неудовлетворенность собой, он тоскует по духовности, его непокой вызван внутренней необходимостью отыскать точку опоры. Жажда цельности гонит героя прочь от любящей семьи, от столицы в глубинку, в глухую провинцию - к Богу. «Апостольская командировка»
Произведения 60-х годов В романе "Свидание с Нефертити" много глубоко выношенных размышлений о сущности прекрасного, которое для Тендрякова не есть сиюминутная цель, а одно из великих средств все того же воспитания высокой души, активно направленной к добру. В мыслях Тендрякова об искусстве мы находим и те творческие принципы, которые он долгие годы исповедовал в своей писательской практике: "Художник творит, исходя из требований только своего времени. Ничего не может быть глупее заведомого расчета на признание потомков. Для этого нужно предугадать тех, кто еще не родился, то есть предугадать будущее той жизни, которая и сама-то пока является во многом неопределенным будущим. Это уже сродни пророчеству, ничего не имеет общего с предвиденьем. В романе "Свидание с Нефертити" много глубоко выношенных размышлений о сущности прекрасного, которое для Тендрякова не есть сиюминутная цель, а одно из великих средств все того же воспитания высокой души, активно направленной к добру. В мыслях Тендрякова об искусстве мы находим и те творческие принципы, которые он долгие годы исповедовал в своей писательской практике: "Художник творит, исходя из требований только своего времени. Ничего не может быть глупее заведомого расчета на признание потомков. Для этого нужно предугадать тех, кто еще не родился, то есть предугадать будущее той жизни, которая и сама-то пока является во многом неопределенным будущим. Это уже сродни пророчеству, ничего не имеет общего с предвиденьем. В это десятилетие был написан роман "Свидание с Нефертити" (1964)
Произведения 70-х годов В 1970-е увидели свет повести "Ночь после выпуска", "Затмение", "Расплата и др. Повесть "Шестьдесят свечей" не разрешалось публиковать в течение 10 лет (была издана в 1980).
Произведения 70-х годов Наибольший резонанс вызвала повесть В. Тендрякова «Ночь после выпуска». Сегодня, когда никого не удивишь ни данными о миллионах беспризорных, ни жуткими историями о несовершеннолетних преступниках наркоманах, сложно понять тот переполох, который начался сразу после публикации повести. ПРОЧИТАЙТЕ!
Произведения 70-х годов Был закончен роман "Покушение на миражи" (1979 - 82), опубликованный только в 1987. Над чем бы он ни работал -- будь то роман о юности или трудная повесть о послевоенной деревне, публицистическая статья о современных нравах или повесть о школе, сатирическая проза или военные рассказы, - - Владимир Тендряков пишет о своей вере в человека, страстно, мучительно пробивается к лучшему в человеке, отстаивает способность мыслящего человека отринуть любые, самые привлекательные и удобные для жизни миражи ради того, чтобы сознательно и ответственно торить пусть скромную, едва заметную, но свою тропинку в истории народа. Сейчас мы называем это новым сознанием, пониманием того, насколько изменился мир, в котором мы живем. Мы только приближаемся к мысли о том, что наше настоящее - залог продолжения истории рода людского.
Посмертные публикации Посмертные публикации произведений Тендрякова были осуществлены в 1988 - "День, вытеснивший жизнь", "День седьмой", "Донна Анна" (1969 - 71); "Охота (1971), "На блаженном острове коммунизма" (1974).
Рисунки В.Ф.Тендрякова Еще со школы будущий писатель неплохо рисовал. автопортрет Портрет матери
Иллюстрации детей к книгам писателя И по сей день на родине писателя проводятся творческие вечера, литературные чтения, выставки, посвященные памяти писателя.
Источники http://ru.wikipedia.org - Википедия http://www.tendryakovka.ru/tendryakov/foto_t - сайт литературного музея писателя http://gaspiko.ru/html/tendryakov - биография http://www.pahra.ru/ - о прозе писателя
Автор: Фамилия: Илясов Имя: Алексей Отчество: Петрович -------------------------------------------------------------------------------- Место работы: МОУ ООШ им.Привалова И.М. с.Алмазово Должность: учитель Образование: высшее, БГПИ,1990 г. Стаж работы: 21 год -------------------------------------------------------------------------------- The challenge of life: выжить в этом безумном, безумном, безумном мире -------------------------------------------------------------------------------- E-mail: [email protected] [email protected] Skype: scalmaz Mail.ru Агент: [email protected] http://www.api1966.ucoz.ru/