Образ Родины в лирике А. Ахматовой и М. Цветаевой Мне голос бы. Он звал утешно, Он говорил: “Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда...” Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух О, неподатливый язык ! Чего бы попросту - мужик, Пойми, певал и до меня: «Россия, родина моя!»
Тема Родины претерпевает в творчестве Ахматовой сложную эволюцию Царское СелоПетербургВся страна
Царское село где прошли детские и юношеские годы Ахматовой… По аллее проводят лошадок,Длинны волны расчесанных грив. О пленительный город загадок, Я печальна, тебя полюбив.
Здесь проходит молодость, Любовь, встречи с друзьями, поэтические вечера, первая известность Был блаженной моей колыбелью Темный город у грозной реки И торжественной брачной постелью, Над которой держали венки Молодые твои серафимы, — Город, горькой любовью любимый.
В годы народных бедствий Ахматова сливается с русским народом, считая своей Родиной всю страну. Анна Андреевна восприняла судьбу России, как собственную судьбу.
Над ребятами стонут солдатки,Вдовий плач по деревне стоит. Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме «Реквием», посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэме можно выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе героини — арест сына. Но голос автора сливается с голосом тысяч российских женщин — сестер, жен, вдов репрессированных — это второй план рассмотрения личной ситуации. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг».
Образ родной земли, созданный ею, привлекает своей необычностью: поэт написала о земле в буквальном смысле этого слова, придав, однако, ему философский смысл. Эпиграфом в «Родной земле» послужила строка известного ахматовского стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю», в котором сжато, но метко описаны характерные черты русского национального характера: Отсюда вытекает и отношение русского человека к родной земле: В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Нам горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем.
Марина Ивановна Цветаева1892 -1941 МоскваТоска по Родине за границей
В годы народного горя, ещё не вполне понимая причины и масштабы его, поэтесса всем сердцем откликнулась на этот плач народный. Бессонница меня толкнула в путь.О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой!-Сегодня ночью я целую в грудь-Всю круглую воюющую землю!…Бедствия народа - вот что пронзило её душу.Чем прогневали тебя эти серые хаты,-Господи! - и для чего стольким простреливать грудь!Поезд прошёл, и завыли, завыли солдаты,И запылил, запылил отступающий в путь…
Московская тема появляется уже в ранних стихах Цветаевой. Москва в ее первых сборниках — воплощение гармонии. Прозрачными акварельными красками рисует Цветаева лирический образ города. Автор переживает за судьбу родного города как за судьбу родного человека. В цикле «Москве» (1917) с отчаянием и нежностью обратится она к любимому городу:
Московская тема в творчестве Цветаевой всегда связана с темой пути, путешествия, открытия. «С кремлевского холма» героине видна вся земля. Москва дает ощущение пространства, распахивает перед ней дали: Москва! – Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси – бездомный. Мы все к тебе придем.
Марина Цветаева прожила сложную жизнь. Но даже живя за пределами России, она оставалась истинно русским человеком. Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока!Мне совершенно все равно-Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарнойВ дом, и не знающий, что- мой,Как госпиталь или казарма.
Тоскуя по родине, Цветаева считала себя временно выехавшей, и стихи помогали ей духовно приобщиться к великому сообществу россиян, которых она не переставала считать соотечественниками. О неподатливый язык!Чего бы попросту — мужик. Пойми, певал и до меня! — Россия, родина моя!Но и с калужского холма Мне открывалася она — Даль — тридевятая земля! Чужбина, родина моя!Ты! Сей руки своей лишусь — Хоть двух! Губами подпишусьНа плахе: распрь моих земля — Гордыня, родина моя!
Заключение В 1939 году Цветаева возвращается на родину. Тяжело ей дались эти 17 лет на чужбине. Она мечтала вернуться в Россию «желанным и жданным гостем». Но так не получилось. Муж и дочь подверглись необоснованным репрессиям. Цветаева поселилась в Москве, готовила сборник стихотворений. Но тут грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в Елабугу. Тут-то ее и настигло одиночество, о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах.
Заключение Ахматова не принадлежала к поэтам, которые клянутся в своей любви к Родине «навзрыд», однако образ России — один из ведущих в ее творчестве. Если собрать воедино все написанное ею о Родине, о родной земле, можно составить значительную по своему гражданственному смыслу антологию. В основе ахматовского понятия Родина — образ земли.Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно своею.