PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Литература / «На дне» - социально-философская драма М.Горького Особенности жанра и конфликта в пьесе
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: «На дне» - социально-философская драма М.Горького Особенности жанра и конфликта в пьесе


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: «На дне» - социально-философская драма М.Горького Особенности жанра и конфликта в пьесе


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 «На дне» - социально-философская драма М.Горького Особенности жанра и конфликта
Описание слайда:

«На дне» - социально-философская драма М.Горького Особенности жанра и конфликта в пьесе

№ слайда 2 ДрамаДрама (др.-греч. δρᾶμα — деяние, действие) — один из родов литературы (наря
Описание слайда:

ДрамаДрама (др.-греч. δρᾶμα — деяние, действие) — один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой). Отличается от других родов литературы способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т. д.

№ слайда 3 Я готов поссориться с действительностью во имя человека, который мне дороже всег
Описание слайда:

Я готов поссориться с действительностью во имя человека, который мне дороже всего, выше всего. М. Горький

№ слайда 4 История создания пьесы «На дне»Пьеса “На дне”, создана в 1902г. –году переломном
Описание слайда:

История создания пьесы «На дне»Пьеса “На дне”, создана в 1902г. –году переломном ( преддверие 1 русской революции), когда происходило гигантское расслоение общественных сил, вызвавшее появление различных политических партий, теорий, философских споров, в основе которых – народ. Именно люди, человек становится главным героем пьесы. Люди, изображённые в ней – босяки. Тема босячества (“Коновалов”, “Челкаш”) уже освещалась Горьким, но в преддверии революции он считает необходимым вернуться к ней снова.Свою пьесу Горький писал по “заказу” МХТ; “ Всем нам хотелось, чтобы Горький написал пьесу из жизни босяков, и актеры, чтобы их игра была достоверна, совершали специальную экскурсию на так называемый Хитров рынок, где во множестве обитали босяки, и изумление их было беспредельно».В условиях революции проблема: человек и время – характеризуют Горького не только как писателя, но и философа. Так как вопрос о соотношении человека и времени ведёт к вопросу о предназначении человека. Всё, что мы уже знаем о Горьком, как о человеке, писателе, общественном деятеле, позволяет говорить о нём, как о величайшем гуманисте.

№ слайда 5 Вопросы к уроку: Как вы думаете, почему в условиях назревающей революции Горький
Описание слайда:

Вопросы к уроку: Как вы думаете, почему в условиях назревающей революции Горький вновь обращается к теме босяков? Какую связь видит писатель между временем и человеком? Какова горьковская концепция жизни? Можно ли считать пьесу “На дне” продолжением горьковской темы гуманизма? Какой конфликт движет развитием пьесы “На дне”?

№ слайда 6 Тема босяков в условиях назревающей революции Обращение Горького к теме босячест
Описание слайда:

Тема босяков в условиях назревающей революции Обращение Горького к теме босячества  имело социальную основу: в ту пору, когда Горький писал свои рассказы о босяках, в городах России скопилось до 5000000 людей, не имевших возможности найти применение своим силам, - это были преимущественно разорившиеся крестьяне.«Бродяжничество, нищенство и босячество приняло по всей стране самые неприкрытые формы. Сотни тысяч людей условиями быта были поставлены вне человеческих жилищ… Во многих городах жилище босякам заменяли склепы на кладбищах, или они просто жили «у генерала Лопухова», то есть под лопухом в канаве. Явление было до ужаса одинаковым на огромном пространстве страны, хотя люди назывались по-разному: голяки, зимогоры, раклы посадские, жулябия, жиганы, дикари, кадеты, ночные птицы, мартышки, скакуны, галахи и т.д. – некоторые из этих прозвищ уже нуждаются в расшифровке как древние письмена».

№ слайда 7 Какую связь видит писатель между временем и человеком?Сила социального оптимизма
Описание слайда:

Какую связь видит писатель между временем и человеком?Сила социального оптимизма, активной устремленности в будущее в горьковских произведениях столь велика, что приводит к революционным выводам даже в тех из них, где нет героя, несущего ясно выраженный положительный идеал. Такова пьеса «На дне»: хотя в ней воспроизведена гнетущая картина современности в лице обитателей «дна», она не содержит пессимистического настроя, а наталкивает на революционные выводы, на мысль о необходимости социального переустройства общества.Революционная направленность пьесы «На дне» - в ее глубоком идейно-философском содержании. Пьеса явилась страстным и взволнованным спором о человеке

№ слайда 8 Идейно-философское содержание пьесы на «На дне»В образе Луки Горький изобразил т
Описание слайда:

Идейно-философское содержание пьесы на «На дне»В образе Луки Горький изобразил тип утешителя, вредоносный в своей социальной сущности, ибо он ослабляет растущее в народе чувство протеста против несправедливости жизни, выступает за примирение с ней.С появлением пьесы «На дне» фигура Луки вызвала горячие споры и разногласия среди  исследователей драматургии Горького. Рассматривая образ Луки, нужно отделить намерения этого человека от результатов его действий и таким образом дать  этому образу объективную оценку.Поясняя философскую сущность пьесы «На дне», Горький писал: «Основной вопрос, который я хотел поставить,  - это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание  до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».На вопрос: «Что лучше, истина или сострадание?» - Горький всем идейно-художественным строем пьесы отвечает: истина.

№ слайда 9 Словарь:Концепция – система взглядов на те или иные явления действительности.Лей
Описание слайда:

Словарь:Концепция – система взглядов на те или иные явления действительности.Лейтмотив – основная мысль, неоднократно повторяемая и подчёркиваемая.

№ слайда 10 Конфликт пьесы «На дне» Какой конфликт движет развитием пьесы “На дне”? Резкая к
Описание слайда:

Конфликт пьесы «На дне» Какой конфликт движет развитием пьесы “На дне”? Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителя, является важнейшей чертой драмы как рода литературы. Предметом изображения в драме «На дне» становится сознание людей, выброшенных на «дно» жизни (идеологический конфликт).

№ слайда 11 Социальный конфликт
Описание слайда:

Социальный конфликт

№ слайда 12 Этот социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое. Мы наблюдаем лиш
Описание слайда:

Этот социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое. Мы наблюдаем лишь результат вне сценических конфликтовВ пьесе есть традиционный любовный конфликт. Но любовный конфликт становится гранью социального конфликта.

№ слайда 13 Задача Горького – изобразить сознание людей «дна». Поэтому основным конфликтом я
Описание слайда:

Задача Горького – изобразить сознание людей «дна». Поэтому основным конфликтом является идеологический

№ слайда 14 РАБОТА С АФИШЕЙ ПЬЕСЫ. Если правильно прочитать афишу, вдуматься в неё, тогда бу
Описание слайда:

РАБОТА С АФИШЕЙ ПЬЕСЫ. Если правильно прочитать афишу, вдуматься в неё, тогда будет понятен лейтмотив действия: почему автор представил своих героев именно так, а не по- другому, что сказано о героях?Попробуем проанализировать и сравнить афиши пьес: Островского “Гроза”, Чехова ”Вишнёвый сад”, Горького ”На дне”.

№ слайда 15 Островский: возраст ни у кого не указан, разве что неопределённо: “молодой”(17-
Описание слайда:

Островский: возраст ни у кого не указан, разве что неопределённо: “молодой”(17- 20). Борис – сословие не указано, молодой человек, живущий у значительного лица из милости на положении бедного родственника.Чехов: Сословие, принадлежат к определённой среде – помещичьей, студенческой. Возраст: Ане – 17 лет, Фирсу – 87. заря имена, отчества – у всех?Горький: Названы возраст каждого, его социальное положение (род занятий). Почему? Имя, Отчество есть только у Костылёва, ему положено – хозяин, у Клеща – всё-таки рабочий человек; у других только прозвища. Почему?

№ слайда 16 Автор собрал под одной крышей людей разного возраста (разного уровня житейского
Описание слайда:

Автор собрал под одной крышей людей разного возраста (разного уровня житейского опыта), разного социального положения, разных взглядов, разного осмысления окружающей действительностиитак, из афиши пьесы перед нами предстают персонажи с конкретным житейским опытом, накопленным в определённой среде.

№ слайда 17 Анализ 1 действия Как и почему попали в ночлежку герои Горького? (1 – В.Пепел, 2
Описание слайда:

Анализ 1 действия Как и почему попали в ночлежку герои Горького? (1 – В.Пепел, 2 - Клещ, 3 – Настя, 4 – Бубнов, 5 – Барон, 6 – Сатин, 7 – Актёр)

№ слайда 18 Судьба ночлежников.Сатин «Убил подлеца в запальчивости и раздражении…из-за родно
Описание слайда:

Судьба ночлежников.Сатин «Убил подлеца в запальчивости и раздражении…из-за родной сестры», отсидел в тюрьме(д.3-49)Бубнов ушёл из дома от греха подальше, чтобы не убить жену и её любовника(д.3-49)Барон разорился(д. 4-59)Актёр спился(д.2-36)Пепел-вор, его судьба предопределена уже при рождении(д. 2-30)

№ слайда 19 Вывод: герои разобщены, в центре интересов каждого – только собственная жизнь.Ре
Описание слайда:

Вывод: герои разобщены, в центре интересов каждого – только собственная жизнь.Реплики разбросаны, действующие лица обмениваются репликами далеко не мирного характера. Единого разговора не ведётся, поскольку они не интересуются друг другом, каждый интересуется только собой.

№ слайда 20 Работа с авторской ремаркой, предваряющей 1-ое действие (анализ средств изображе
Описание слайда:

Работа с авторской ремаркой, предваряющей 1-ое действие (анализ средств изображения).Быт героев ужасен – общество бросило их на произвол судьбы; выстраивается цепочка: быт – общество – социальные проблемы – философия жизни отдельного человека, помещённого в определённые социальные условия. Философский вопрос: как и зачем жить?

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22 Анализ системы образов.Кто они, эти люди “дна”. В процессе работы над пьесой Гор
Описание слайда:

Анализ системы образов.Кто они, эти люди “дна”. В процессе работы над пьесой Горький сменил несколько названий: “Без солнца”, “Ночлежка”, “На дне жизни”, “На дне”. Почему? “На дне” – сильнее, почему? Дно жизни – понятие не только социальное, но и философское, т.е. философское осмысление окружающего мира.

№ слайда 23 Место действия описывается в авторских ремарках. В I действии это «подвал, похож
Описание слайда:

Место действия описывается в авторских ремарках. В I действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжёлые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой».

№ слайда 24 Экспозиция пьесы В экспозиции мы видим людей, в сущности смирившихся со своим ун
Описание слайда:

Экспозиция пьесы В экспозиции мы видим людей, в сущности смирившихся со своим унизительным положением. Люди ощущают себя «бывшими» («я был…»). Только один Клещ не смирился ещё со своей участью.

№ слайда 25 Индивидуальные задания: Как и почему герои Горького оказались в ночлежке? Автор
Описание слайда:

Индивидуальные задания: Как и почему герои Горького оказались в ночлежке? Автор указывает причины объективные (ряд обстоятельств) и субъективные: поведение человека в предложенных обстоятельствах.Что сделали герои, чтобы не оказаться “на дне”?Перед каким выбором ставил автор своих героев? Выбор жизненной позиции: активная или пассивная.

№ слайда 26 Вывод:1. автор с самого начала делает попытку убедить читателя в необходимости и
Описание слайда:

Вывод:1. автор с самого начала делает попытку убедить читателя в необходимости иметь концепцию жизни.2. Если человек осуществляет, свою жизнь, то у него есть минимум требований к себе и жизни.

№ слайда 27 Вопросы: Чего хотят от жизни герои Горького? Почему они не разбегаются из ночлеж
Описание слайда:

Вопросы: Чего хотят от жизни герои Горького? Почему они не разбегаются из ночлежки? Что заставляет героев быть вместе? Это причины внешнего характера (негде жить) или внутреннего?

№ слайда 28 Каждый из героев хочет, чтобы в нём видели личность.Вопросы: Насколько ясно осоз
Описание слайда:

Каждый из героев хочет, чтобы в нём видели личность.Вопросы: Насколько ясно осознают герои свою потребность быть личностью? Как показывает автор рождение личностного начала? О чём мечтают герои?

№ слайда 29 Выводы 1. В центре авторских размышлений о жизни – анализ социальной действитель
Описание слайда:

Выводы 1. В центре авторских размышлений о жизни – анализ социальной действительности, смысл которой – подвести читателя к мысли неблагополучии духовном: социальная действительность такова, что отнимает у человека саму возможность духовного развития, делает его пассивным потребителем того, что ему предоставляет общество.2. Горький отвергает мысль о возможном насилии над духовной природой человека, показывая мир стремлений и мечтаний героев. Он выносит приговор обществу, низводящему своих членов до уровня животного существования и в то же время приговор каждому члену такого общества; автор призывает человека освободится от уничижающего его состояние угнетения.

№ слайда 30 3. Главный конфликт – в отношениях между обществом и человеком, между миром угне
Описание слайда:

3. Главный конфликт – в отношениях между обществом и человеком, между миром угнетения и миром надежды. Автор не соглашается с позицией ни угнетателей, ни угнетаемых.

№ слайда 31 Задания по группамЖизненный путь Сатина, Бубнова. Выписать суждения о жизниЛука
Описание слайда:

Задания по группамЖизненный путь Сатина, Бубнова. Выписать суждения о жизниЛука в системе персонажей.(портрет,, речь, самохарактеристика, сюжетная характеристика(поступки)). Авторская позиция по отношению к Луке.Кто из героев пьесы достиг своей цели?

№ слайда 32 Литература и Интернет - ресурсыhttp://festival.1september.ru/articles521047/pril
Описание слайда:

Литература и Интернет - ресурсыhttp://festival.1september.ru/articles521047/pril.ppthttp://festival.1september.ru/authors/208-872-686Троицкий В.Ю. Пьеса М.Горького «На дне»//Литература в школе. 1998 №8Юзовский Ю. «На дне» М. Горького. М., 1968

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru