Урок по повести В.Тендрякова «Весенние перевертыши»
Цели: образовательная: познакомить учащихся с творчеством В. Ф. Тендрякова и его повестью “Весенние перевёртыши”; пробудить интерес к творчеству писателя. развивающая: развитие интереса учащихся к книге и чтению; способствовать развитию интеллекта, кругозора, познавательного интереса. воспитательная: проследить отражение в произведении таких нравственных категорий, как человеческое достоинство, дружба, взаимовыручка, доброта, милосердие, первая любовь; воспитывать вдумчивого читателя.
Ф. Тютчева “Нам жизнь дана, чтобы любить Нам жизнь дана, чтобы любить, Любить без меры, без предела, И всем страдальцам посвятить Свой разум, кровь свою и тело. Нам жизнь дана, чтоб утешать Униженных и оскорблённых, И согревать, и насыщать Увеченных, слабых и бездомных. Нам жизнь дана, чтоб до конца Бороться с тьмой, бороться с ложью, И сеять в братские сердца Одну святую правду Божью. А правда в том, чтобы любить, Любить без меры, без предела, И всем страдальцам посвятить Свой разум, кровь свою и тело.
Это утверждение кажется таким очевидным, что мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянемся вокруг, то увидим, что в современном мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Это значит, любить умеют не все. И любят тоже не всех. Наше время, как никогда, требует от человека огромной душевной силы, чистоты, преданности идеалам и стойкости перед злом. Нравственные законы человеческого существования непреложны, а человеческое достоинство – главное достояние каждого из нас – нужно отстаивать до конца любой ценой и при любых обстоятельствах. Проблемы добра и зла, нравственных поисков человека, ценности человеческой жизни лежат в основе многих произведений русской литературы. Не остался в стороне от их решения и современный прозаик Владимир Фёдорович Тендряков. Он писал:“Все мы люди, живущие в одном мире единой жизнью, и нельзя, чтобы твоё горе вызывало у меня радость, а причины моего восторга были бы для тебя ненавистны. Почувствуй моё горе, как своё, если ты не хочешь, чтоб мы отправили друг другу существование! Это должно стать целью не только искусства, а любого общества”.Мне очень хочется, чтобы вы умели любить, и чтобы вас всегда любили. И сегодняшний разговор в какой – то мере должен этому помочь.
Тендряков Владимир Федорович (1923 - 1984) Более емкого хранилища нравственного опыта, чем художественная литература, мне думается, у людей пока нет... ...Когда пишу, надеюсь, что это будет великое, более того, - откровение. Надеюсь: вдруг переверну мир, но он все так и не переворачивается...
Владимир Федорович Тендряков родился в 1923 году в деревне Макаровская Вологодской области в семье сельского служащего. После окончания средней школы ушел на фронт и служил радистом стрелкового полка. В боях за Харьков получил тяжелое ранение, демобилизовался, учительствовал в сельской школе, был избран секретарем райкома комсомола. Первой мирной осенью поступил на художественный факультет ВГИКа, а затем перешел в Литературный институт, который окончил в 1951 году. С 1948 года В. Тендряков - член Коммунистической партии. Работал корреспондентом журнала "Огонек", писал сельские очерки, в 1948 гаду опубликовал свой первый рассказ в альманахе "Молодая Гвардия".
Нравственная привлекательность произведений Тендрякова в том, что его любимые герои никак не желают мириться со злом. «По мысли Тендрякова, - пишет критик Н. Варламов, - вопрос стоит только так: мирное сосуществование со злом невозможно, более того, преступно. Преступна сама идея какого-то бы то ни было компромисса. Его героев отвращает воинственная бездуховность, чаще всего выражающаяся в жестокости, абсолютной глухоте ума и сердца, неуважении к человеческому достоинству и общении с себе подобными исключительно с позиции силы. Причем не так уж важно, каким способом эти люди присваивают себе «унтерпришибеевское» право угрожать и командовать, кого-то карать, переламывать чужие судьбы».
Знаешь ли ты текст повести? Название деревни, где происходит действие повести. Куделино Фамилия Миньки Богатов Фамилия Римки Братенева Фамилия Дюшки Тягунов
Знаешь ли ты текст повести? О чем шла речь в задаче, которую Дюшка решил в уме? О рыбах в озере Чем хотел защитить себя Минька? Ножом. Кем работ отец Дюшки? Главным инженером.
Знаешь ли ты текст повести Как ребята звали учителя математики. Почему? Вася в кубе. Василий Васильевич Васильев Как называл всех младших ребят Левка Гайзер? Тараканы
В «Весенних перевертышах» показано не только становление характера Д.юшки и Миньки, столкновение «зреющего хрупкого разума» с «неисчерпаемой загадкой бытия», как определил главную проблему автор повести, - содержание его гораздо шире. Как жить, каким должен быть человек – вот главный вопрос.
Как показывает В.Тендряков поэтический мир Дюшки? Какой смысл имеет то, что действие происходит весной, какую роль играет природа в жизни Дюшки? Что страшного для окружающих увидел Дюшка в Саньке Ерахе и какое событие подтолкнуло его на открытую борьбу?
Какие детали изображения Саньки Ерахи раскрывают отношение к нему Дюшки? Сравните Дюшку Тягунова и Миньку Богатова. Что в них Общего? Почему Дюшка сказал: «Минька лучше меня»?
Как вылечить людей от злобы? Почему не понимаем друг друга?» - спрашивает отец Миньки и отвечает: «Да потому что слова не найдем, которое бы до сердца дошло». Как считаете вы? Что утверждает автор?
Каким человеком, по вашему мнению, изображен отец Дюшки? Какими вы представляете себе героев, когда они станут взрослыми?
На чьей вы стороне в споре Никиты Богатова и его жены о счастье? Как вы понимаете Дюшкины перевертыши? Какие открытия делает он для себя?
Докажите справедливость высказываний, опираясь на содержание повести Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей: добро и зло соседствует в ней. (О. Бальзак) Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела. Добро – не наука, оно – действие. (Р. Роллан) Слова “любовь” и “жизнь” неразделимы. В отдельности их познавать нельзя. (В. Сидоров) Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. (Л.Н. Толстой) Настоящий друг везде Верен: в счастье и в беде. (В. Шекспир) Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. (А. Сент-Экзюпери)
Он не дожил до тех дней, когда время в нашей стране резко повернулось в сторону социальной и экономической перестройки, бескомпромиссной борьбы с официальным двоедушием, с разрывом между словом и делом. Но каждой своей строкой приближал эти дни, предчувствовал, торопил их и потому надолго останется живым современником своих читателей.