Фракталы в литературе: в поисках утраченного оригинала
Некоторые произведения искусства, в том числе литературы, также могут быть рассмотрены как фракталы. Вспомним хотя бы мечту о Книге книг — книге, состоящей из иных книг, — если это и не фрактал, то первая к нему итерация. Попытаемся сформулировать, как можно соотнести фракталы с произведениями литературы. Характерными чертами фрактала будут следующие: часть его неким образом подобна целому (в идеале эта последовательность подобий распространяется на бесконечность)его восприятие происходит по последовательности вложенных уровней.
Трудности в поиске фрактальной литературы заключаются в том что:1). текст обычно линеен и действие в нем развивается2). у любого текста есть начало и есть конец. (Однако последнее не всегда является проблемой. Например создатели палиндромов придумывают такие предложения, которые читаются и вперед, и назад)
Примеры простейших фрактальных стихотворений У попа была собака, он ее любил. Она съела кусок мяса, он ее убил. В землю закопал, Надпись написал, Что У попа была собака… Вот море, А на море сyша, А на сyше пальма, А на пальме клоп сидит И видит море, А на море сyша…
Другие стихотворения этого класса представляют собой череду противоположных утверждений или описаний, например: Еду я и вижу мост, под мостом ворона мокнет, Взял ворону я за хвост, положил ее на мост, пусть ворона сохнет. Еду я и вижу мост, на мосту ворона сохнет, Взял ворону я за хвост, положил ее под мост, пусть ворона мокнет…
Интересно стихотворение «Четыре червячка», занявшее первое место в интернет-конкурсе бесконечных стихотворений: Четыре червячка Весеннею порою Обедали с грачом, И их осталось трое. Три червячка встречали Экспресс на Бологое, Перебегали путь, И их осталось двое. Два червячка гуляли Среди прибрежных ив, Один ушел рыбачить, Один остался жив. Один червяк не вынес Несовершенства в мире, Метнулся под лопату… И стало их четыре. Четыре червячка…
Структурные фракталы Существуют тексты, в которых фрактальная природа проявляется не в последовательности фрагментов текстов, но в их структуре. К таким произведениям можно отнести сложные стихотворные циклы, состоящие из стихотворений твердых форм, как то венки сонетов.
Сонет — стихотворение с заданным числом слогов в стихе, заданной схемой рифм и ритма, с небольшими различиями для традиционных французских, итальянских и английских сонетов. Венок сонетов представляет собой цикл из четырнадцати сонетов, связанных крайними строками — последняя строка сонета является первой строкой следующего сонета. А четырнадцать крайних строк образуют еще один, магистральный сонет, в котором и заключен общий замысел всего цикла.
Создать венок венков сонетов — чрезвычайно трудная задача. Однако таким стихотворным циклам нельзя отказать в наличии завораживающей красоты, настоятельно требующей полного в нее погружения и ничего не обещающих относительно возвращения в реальный мир.
Создание фрактального произведения следующего уровня сложности, венка венков венков сонетов, представляется уже неосуществимым. И это еще одно подтверждение ограниченности человеческого разума, не способного справиться с задачей не то что бесконечного, а хотя бы третьего уровня сложности.