Вымысел и реальность в сказках А.С.Пушкина
Цель исследования: Доказать, что сказки А.С. Пушкина так же, как и народные, несмотря на свою фантастичность, выражают высокие жизненные идеалы народа, несут в себе народное представление о том, что в жизни составляет правду и что - кривду.
Эпиграф Выдумка спасает правду, для правды только и существует выдумка. М.М. Пришвин
Истоки интереса к сказке А. С. Пушкин в детстве очень любил слушать сказки, рассказанные своей няней, Ариной Родионовной. Об этом знают все. Но интерес к сказкам появляется у Пушкина уже в конце его поэтической деятельности в тридцатые годы. Начиная с 1827 г. - по 1828 г. Пушкин проявляет усиленный интерес к народному творчеству. Еще до этого, во время пребывания в Михайловском, он охотно слушал песни и сказки крестьян и записывал их. О своей жизни в Михайловском Пушкин писал брату: «Знаешь мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!..».. Д.Белюкин А. С. Пушкин в Михайловском в домике у Арины Родионовны
Его сказки, сложенные по образцу народных, «удерживали прелесть и свободу сказочного чуда» (В.П. Аникин) В сказках Пушкина, как и в народных, открывался мир удивительных чудес: возникший на пустынном острове златоглавый город «с теремами и церквями», и затейливая белка, которая «песенки поет, да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые», и тридцать три богатыря.
Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» изображаемый им сказочный мир характеризует как мир необыкновенный, фантастический: «Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей».
Фантастические чудеса народного вымысла идут у Пушкина от народной сказки. Так, образ кота-баюна из записанной Пушкиным сказки «Чудесные дети», представленный сказочной народной «формулой»: «у моря-лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет» – входит в поэзию Пушкина как «кот ученый».
«Там русский дух… там Русью пахнет!» В его мире и колдуны, и богатыри, и царевна, и бурый волк, и ступа с Бабою Ягой, и царь Кощей. И все эти поэтические образы сказки исконно русские, национальные.
«Преданья старины глубокой, дела давно минувших дней…» В сказках А.С.Пушкина, наряду с фантастическими образами , нашли отражение реальные бытовые стороны жизни простого народа, его мечты, представления о добре, зле, справедливости и, конечно, завораживающее русское слово.
. В сказках А.С.Пушкина все так искусно переплетено, что задумываться, где быль или небыль, не хочется. А хочется читать, и верится, и представляется, что действительно: "Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам".
Отражен в сказках Пушкина также и определенный уклад жизни простых людей. На Руси девушки проводили вечера за рукоделием и общением друг с другом, рассказывая свои мысли и мечты "Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. Кабы я была царица, Говорит одна девица, То на весь крещеный мир Приготовила б я пир. Кабы я была царица, Говорит ее сестрица, То на весь бы мир одна Наткала бы полотна. Кабы я была царица, Третья молвила сестрица, Я б для батюшки-царя Родила богатыря". (Сказка о царе Салтане)
Как хорошо описал Пушкин добротную русскую избу, назвав ее теремом: "И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой Видит девица, что тут Люди добрые живут,.. " "Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась" (Сказка о мертвой царевне)
В сказках Пушкина можно найти достаточно много подтверждений тому, что общение с крестьянами и его интерес к их песням и сказкам породили такое богатство описаний, переживаний, мыслей и характеристик персонажей на языке таком близком и знакомом им.
И, хотя мы живем в XXI веке, читая все эти строки, отдаем дань восхищения русскому языку, его многообразию, певучести и красоте, а А. С. Пушкину –за память в сердце. - "И Ответ держать велит" - "За морем житье не худо" - "Не привальный, не жилой" - "Чуду царь Салтан дивится" - "Обмерла и окривела" - "Чудо-чудное завесть" - "Свет о белке правду бает" - "При честном при всем народе" - "Злыми жабами глядят" - "Молит князь: душа де просит, Так и тянет и уносит... " - "У моря искать дичины"
Мысль о правде, о справедливости, о добре и зле глубоко волновали человека всегда. И всегда хотелось верить, что как бы ни сильны были зло, корысть, властолюбие и несправедливость, они своей ненасытностью в конце концов сами себя накажут, а правда рано или поздно возьмет свое. Эти темы нашли свое отражение в сказках А.С.Пушкина.
Зависть В сказке "Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди": "В кухне злится повариха Плачет у станка ткачиха И завидуют оне Государевой жене. " "А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой, Извести ее хотят Перенять гонца велят"
Жадность По волнам фантазии А. С. Пушкина попадает в сети к бедному, доброму старику золотая рыбка и началась у старика беспокойная жизнь: "Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше-то совсем раскололось". И разворачиваются события: "Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ли корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись, выпроси уж избу. " Чем дальше в лес, тем больше дров. "Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу! Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой. "
Справедливость Ничего не сказал рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился Глядь: опять перед ним землянка; На пороге его старуха, А перед нею разбитое корыто. "
Не сумел уйти от расплаты и поп: "Бедный поп Подставил лоб: С первого щелка Прыгнул поп до потолка; Со второго щелка Лишился поп языка; А с третьего щелка Вышибло ум у старика. А Балда приговаривал с укоризною: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною. "
О добре, любви к матери и отцу, об уважении к человеку, о любви к прекрасному, о выдумке и находчивости и просто о любви - обо всем этом А. С. Пушкин пишет в своих сказках. в "Сказке о царе Салтане... " за добро добром отплачивает царевна Лебедь, так как должно быть: "И царевичу потом Молвит русским языком: Ты, царевич, мой спаситель, Мой могучий избавитель, Не тужи, что за меня Есть не будешь ты три дня, Что стрела пропала в море; Это горе - все не горе. Отплачу тебе добром, Сослужу тебе потом».
О преданности, такой характерной для русских женщин, в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" Пушкин несколько грустно и печально рассказывает: "Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи, Разболелись глядючи С белой зори до ночи, Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля.
Бедные люди бывают добрее людей, никогда не испытывающих нужду, всегда бескорыстно помогут в беде. Так и старик из "Сказки о рыбаке и рыбке" показан как человек спокойный и добрый: поймав одну рыбку, даже волшебную, мог не отпускать ее или воспользоваться ее предложением, но не сделал этого : "Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: "Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе". "Не посмел я взять с нее выкуп; Так пустил ее в синее море"
Заключение Сказка - великое чудо, необычайный сплав народной фантазии, прекрасного языка, отражение истории России. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма...» - писал А.С. Пушкин. Действительно, сказка всегда была достоинством и умом народа. Она укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью. Именно в сказках находится тот заповедный ключ, которым можно открыть загадочные тайники русской души. О нашем прошлом, настоящем и будущем рассказывают «преданья старины глубокой». Они дают «добрым молодцам урок», врачуют сердца спасительной «ложью» и победой добра над злом. И веришь, что в них, в сказках, можно отыскать ответы на все наболевшие вопросы о смысле бытия, о любви и ненависти, о высоком предназначении человека.
Вывод Сказка никогда не выдавалась за действительность: она хороша именно как вымысел. Однако, несмотря на свою фантастичность, сказка выражает высокие жизненные идеалы народа, несет в себе веками сложившееся народное представление о том, что в жизни составляет правду и что - кривду. Жанр сказки является, по существу, универсальным для прямого, открытого выражения моральных оценок . В сказках А.С. Пушкина за фантастическими образами скрывается реальная жизнь, с ее положительными и отрицательными сторонами. Познать ее трудно, но возможно. Для начала следует просто научиться внимательно читать сказки.
Используемые ресурсы. Ресурсы Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://skaz-pushkina.ru/ill_0.html http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6c9ea9ce-251a-44be-adb1-a0ec2315e4a1/?sort=order&from=8f5d7210-86a6-11da-a72b--&&_id[]=16579&&rubric_id[]=16579 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5669de4d-aa5e-44f0-96a5-967f31aaeeb7/%5BLI7RK_1-01%5D_%5BIL_05%5D.htm «Избранные сочинения» А.С. Пушкина в 2-х томах, Москва, «Художественная литература», 1978 г. Вступительная статья М. Макогоненко к «Избранным сочинениям» А.С. Пушкина в 2-х томах, Москва, «Художественная литература», 1978 г. Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин - М.: Просвещение, 1977 - 430с. Пришвин Михаил Михайлович. Дорога к другу (Дневники) http://www.goldbiblioteca.ru/online_rusklassic/knigi_online_str8/708.php Иллюстрации художника Куркина Александра Михайловича , Билибина И.Я. , Д.Белюкина