Классная работа Тема: М.Ю. Лермонтов. Поэма « Беглец»
Цели урока: 1.Углубить знания учащихся по творчеству М.Ю. Лермонтова; 2.Научить учащихся работать с текстом, строить и составлять: синквейны, словарные карты, работать с приемами ИНСЕРТ, «Бортовым журналом», «Дневником двойной записи», таблицей «Тонких» и «Толстых» вопросов; 3. Воспитать интерес к творчеству поэта, патриотическое воспитание, любовь к русской литературе;
Эпиграф урока Своим изменивший, Изменой кровавой, Врага не сразивши, Погибнет без славы. М.Ю. Лермонтов.
Мозговой штурм В каком году, где и в какой семье родился М.Ю. Лермонтов? Откуда происходил род М.Ю. Лермонто- вых? Кем являлся отец поэта? Кто была мать поэта? Кем была для поэта его бабушка? Где протекало детство поэта?
В каком году семья переезжает в Москву? В каком году поэт был зачислен в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона? Куда поступает в ноябре 1832 года М.Ю.Лермонтов? В каком году был арестован поэт и за что? Мозговой штурм
Мозговой штурм В каком году и куда поэт был отправлен в изгнание? Какие годы можно назвать годами литера- турной славы поэта? Какие произведения поэта вы знаете? Когда и при каких обстоятельствах погибает поэт?
Жизнь и творчество М.Ю Лермонтова 1814-1841
Мать Лермонтова, Мария Михайловна, натура романтическая и болезненная, училась в институте благородных девиц; отец- 27-летний отставной капитан из «захудалого» дворянского рода. Мать Марии была против брака. Они преодолели сопротивление матери. Эта борьба подорвала здоровье Марии Михайловне и, когда сыну исполнилось 3 года, она умерла.
Воспитанием занялась бабушка,Е.А.Арсеньева,человек очень властный и строгий. Отец хотел увезти сына. Но она убедила его не делать этого, составив завещание, по которому все ее состояние должно было перейти к внуку, но с обязательным условием, что до совершеннолетия внук будет жить с ней.
Тарханы…Половина жизни поэта прошло в этом имении. После смерти дочери Елизавета Арсентьевна велела сжечь дом, а на его месте построила новый, где ,по ее мнению, должно быть счастье.
В Тарханах Михаил жил как богатый барчук, у него было несколько комнат, бабушка делала все, чтобы он мог учиться, развиваться физически.
Бабушка постоянно возила внука на лечение в Пятигорск. Кавказская природа поразила мальчика. Он увидел снежные вершины гор, бьющие на Машуке серные источники, степь на десятки верст, бурные и быстрые реки.
1 сентября 1827 года тринадцатилетний Лермонтов был зачислен в четвертый класс Московского благородного пансиона. Этой же осенью он увлеченно сочиняет стихи. Он создает более 50 стихотворений, занимается переводами Лермонтов учился блестяще, отличался не только в гуманитарных науках, словесности и искусствах ,(он рисовал, играл на скрипке)но и в математике. 1830 год…Лермонтов-студент Московского университета. Но учеба в ВУЗе не задалась. Его не устраивали преподаватели, и в 1823 году он был уволен по собственному прошению. Из воспоминаний
После смерти А.Пушкина Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта».Пробыв под арестом несколько дней, он был направлен в драгунский полк, который находился на Кавказе, где шла война с горцами. Тебе,Кавказ, суровый край земли, я посвящаю снова стих небрежный. Как сына ты его благослови И осени вершиной белоснежной; От юных лет к тебе мечты мои Прикованы судьбою неизбежной, На севере, в стране тебе чужой, Я сердцем твой-всегда и всюду твой!
УТЕС Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
ПАРУС Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой
За свои вольнолюбивые, бунтарские стихи, за резкий характер М.Ю.Лермонтова недолюбливали в обществе. Вокруг него, особенно в последний год жизни, все туже затягивалась петля интриг-гнусных, страшных. Подножие горы Машук хранит страшную тайну: в сильный дождь состоялась дуэль между Мартыновым и Лермонтовым. Великий поэт был убит.А он даже не выстрелил, подняв вверх дуло пистолета, тем самым показав, что стрелять не намерен. «Туда ему и дорога»-сказал император, узнав о гибели поэта
Тело великого русского поэта принял скалистый Машук, по склонам которого он взбирался некогда мальчиком…Но эта могила оказалась временной: бабушка выхлопотала разрешение перевезти прах внука в Тарханы. Гроб установлен в фамильном склепе.
Лермонтов прожил такую короткую жизнь, что нельзя не поразиться тем фактам, что он успел создать огромный литературный мир и сделаться величайшим русским поэтом, равным Пушкину .Слава Лермонтова имеет свои особенности. И стихи, и проза его прежде всего ставят читателя как бы перед самим собой ,заставляют задуматься о себе, о своем месте в обществе, в мире. Он зажигает душу стремлением к добру, красоте, к жизни, к умению противостоять бурям жизни.
Работа с приемом ИНСЕРТ по биографии М.Ю. Лермонтова «V»-знал «+» -новое «-» – думал иначе «?» – не понял есть вопросы
Работа с приемом « Бортовой журнал» Чтение текста Ираклия Андроникова « Певец Родины» стр.68 Предположения Новая информация Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?
Чтение поэмы «Беглец» Стратегия « Чтение с остановками» Почему Гарун бежит быстрее лани, быстрей чем заяц от орла? (1) Как вы думаете , что его ждет в родном ауле?»(1) Как бы вы поступили на месте Селима?(2) Какую роль в поэме играет «Песня старины»? (прочитать основные строки).(3)
Чтение с остановками поэмы «Беглец» Как вы думаете как отнесется к поступку Гаруна его мать?(4) Как бы вы поступили на месте матери?(5) В каких строках заключается основная мысль поэмы?(6)
Прием «Дневник двойной записи» Чтение текста Ираклия Андроникова о поэме « Беглец». Цитата Комментарии Своим изменивший, Изменой кровавой, Врагане сразивши, Погибнет без славы.
Словарная карта (8 шагов) Презентация слова; Нахождение в учебнике предложения с этим словом; Дефиниция(определение по толковому словарю); Подбор синонимов; Подбор антонимов; Подбор родственных слов; Ответ на вопрос (Какие ассоциации вызывает?); 8. Составление собственного предложения с данным словом.
Прием таблица «тонких» и «толстых» вопросов. «Тонкие» вопросы « Толстые» вопросы - Кто сбежал с полябоя? Дайте объяснения почему так поступили сГаруном? Что подтолкнуло герояна этот шаг? Как вы считаете, почемук поэме дан подзаголовок « Горская легенда»? Согласны ли вы с данным поведением героя? Предположите, что Гарун отомстил врагу за смерть своих родных,как бы закончилась поэма?
Создать «Синквейн» Ключевое слово (существительное) Беглец прилагательное прилагательное позорный усталый глагол глагол глагол бежал скрывался погиб Цитата текста Врага не сразивши, погибнет без славы. синонимы к ключевому слову раб и трус
Домашнее задание Прочитать стихотворение армянского поэта 19 века Рафаэля Патканяна «Великий человек». Сделать сравнение , чем близки поэма М.Ю.Лермонтова и это стихотворение? Какая тема в них раскрывается?