Урок по рассказу Ю Казакова »Запах хлеба» Прости меня, мама Исмаилова У.М.,учитель литературы Маджалисской СОШ
Угадай! Вот он – Тёплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол – Он пожаловал – пришёл. В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло. Сколько рук Его растило, Охраняло, берегло!
Юрий Казаков обладал замечательным даром просто и говорить о важных и сложных проблемах человеческой жизни, давать ответы на вечные вопросы: зачем и как должен жить человек? Что главное в его жизни?
Перед нами фотопортрет писателя. Всмотримся в это умное и доброе лицо, не пропустим глубокого взгляда, устремлённого к нам, и позы погружённого в раздумья человека… Когда пятнадцатилетний арбатский паренёк Юра Казаков мечтал о будущем, он не представлял себя писателем. Его влекла музыка. Поэтому, окончив после школы архитектурно-строительный техникум, он поступает в знаменитую Гнесинку и получает специальность по классу контрабаса. Два года после училища Казаков занимался музыкой, но постоянного места работы найти не сумел, а увлечение литературой привело его в 1953 году в Литературный институт им. А.М. Горького. .
Все годы учёбы и после Ю.Казаков много ездил по стране. Он занимался альпинизмом, ловил рыбу, много ходил пешком, охотился. Охотником молодой писатель стал для того, чтобы расположить к себе людей. С ружьём и в охотничьих сапогах он выглядел у костра своим, понятным и близким. Такому собеседнику можно, не скрывая, рассказать о многом. А стрелком он был неважным. Главная “охота” Казакова была не за дичью, а за своими будущими рассказами. Юрий Павлович Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком. Он нежно относился к людям, порой стесняясь своей нежности и пряча её за напускной суровостью. У Казакова немало рассказов о детях и для детей. Они притягивают искренностью интонации, увлекательностью, радостным удивлением перед чудом живой жизни
Проблема утраты связи с отчим домом забвения матери одиночества,распавшихся человеческих связей.
Какое известие получила Дуся? Как отнеслась она к известию о смерти матери? Какие чувства испытала она в связи с такой утратой? Почему она не сразу решила поехать в деревню? Как ее встретили в деревне?
Чем занималась она в деревне? Что произошло на кладбище? Что напугало Мишку, ее племянника? Почему рассказ так называется? Что символизирует запах хлеба?
Хлеб Мама Тепло Дом Уют детство Семья Вкус сытость
Запах хлеба насущный С давних пор, с дальних вех Будит память живущих, Устремляя взгляд вверх. Ароматом надежды Дышит хлеба душа, Насыщая, как прежде Голод тел не спеша. Пахнет жизнью и детством, Чуть кислинкой родной, Уваженьем, наследством, Потом, кровью, слезой…
Ароматный запах хлеба, Тёплого в избе, Светлым праздником прошёл. По моей судьбе. Моё детство озорное Тем пропахло хлебом. И зелёною лужайкой, И безбрежным небом. Видно время подошло Детство вспоминать.- Мне всё чаще снится хлеб, Что пекла нам мать.
Из детства помню влажный запах хлеба – хрустящей корочкой да в масло окунуть! Сольцой посыпать... – что еще нам треба?!... А!... голубям дать крошек – не вспугнуть!