Один день из жизни Обломова (киносценарий) «Один день – и вся жизнь» Н.А.Добролюбов
1 картина Типичная квартира человека среднего достатка. Тишина. Тяжёлые малиновые занавеси зашторены. Сквозь неяркий свет, едва пробивающийся сквозь них, всё выглядит благопристойно: бюро, два дивана, обитые шёлковою материею, несколько картин, зеркала.
2 картина 8.00. Вот луч света попадает на диван, и неподвижно лежащее тело, покрытое неопределённого цвета покрывалом, начинает шевелиться. Обломов просыпается. Он недоволен ярким светом, чем-то озабочен.
3 картина 9.30. Обломов всё ещё лежит. Неясное бормотание, затем: «Захар… Захар? Захар!» Шаркающей походкой входит Захар. Бормочет. Обломов отправляет его обратно.
4 картина 9.45. Обломов снова зовёт Захара, заставляет его искать письмо от старосты, бранится с ним. Захар медленно тянет половины штор в разные стороны. Всё неплохое убранство комнаты видится при ярком свете иначе. Пыль. Замасленные подлокотники кресел. «Взгляд» камеры задерживается на некоторое время на халате.
5 картина Обломов начал, кряхтя, подниматься, но опять лёг думать. 10.30.
6 – 10 картины 10.30. – 13.00. В течение двух с половиной часов Обломов в полудрёме, пересев с дивана на кресло, принимает гостей: Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева, Тарантьева. После каждого визита Обломов со вздохом произносит: «И это жизнь! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Несчастный!»
Комментарий режиссёра Волков – «Молодой человек лет 25, блещущий здоровьем»; столичный франт, вся жизнь которого – суета, в которой волка ноги кормят. Судьбинский –«Господин в тёмно-зелёном фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с тёмными, ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами»; чиновник, для которого карьера вместо судьбы определяет жизнь человека. Пенкин – «Худощавый, чёрненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой… одет с умышленной небрежностью»; литератор, всеядный журналист, стремящийся делать «много шума из ничего», снимающий пенки или с пеной у рта небескорыстно отстаивающий чьи-либо интересы.
Комментарий режиссёра Алексеев – «Человек неопределённых лет, с неопределённой физиономией… не красив и не дурён, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет»; человек – никто и ничто: то ли Алексеев, то ли Иванов, то ли Васильев, то ли Андреев; «неполный, безличный намёк на людскую массу». Тарантьев – «Человек лет 40, принадлежавший к крупной породе, высокий, объёмистый в плечах и во всём туловище, с крупными чертами лица»; хитрец, взяточник, могущий процветать только благодаря умению тарантить – говорить бойко, резко, скоро, торопливо, тараторить.
11 картина 13.00. Обломов вновь лёг на диван, но через несколько минут сел, решил позавтракать, начал писать письмо домовому хозяину.
12 картина 15.00. Обломов опять лёг на диван, уснул. Видит сон.
13 картина 16.30. Приехал в гости Штольц, застав Захара, пытавшегося разбудить барина.
Эскизы костюмов Обломова и Штольца