Тема Родины в лирике М.И.ЦветаевойУчитель русского языка и литературы МБОУ Лицея № 88 г.Екатеринбурга Толмачева М.И.
Марина ИвановнаЦВЕТАЕВА – русский поэт двадцатого века, родиласьв Москве 26 сентября 1892 года
«Стихи о Москве»(март - август1916 г.)«Я в грудь тебя целую, Московская земля!»Поэтический цикл «Стихи о Москве» былсоздан после поездки в Петербург зимой 1915-16 года.Цикл состоит из девяти стихотворений, объединенных одной темой - любовью к родному городу.Поэтические картины жизни старой Москвы,предстающие перед читателем, погружаютв мир «дивного града», «привольного семихолмия», «города, отвергнутого Петром».Лирическая героиня Цветаевой влюблена в душу великого города. Для нее Москва прежде всего – мир великого древнего духа, мир русского православия, мир веры и любви…
Москва – «дивный град»«Облака - вокруг, купола – вокруг,Надо всей Москвой – сколько хватит рук! –»
«Нерукотворный град» - МоскваИз рук моих – нерукотворный градПрими, мой странный,Мой прекрасный брат.По церковке – все сорок сороковИ реющих над ними голубков;И Спасские – с цветами – ворота;Где шапка православного снята…
«Пятисоборный несравненный круг…»…Червонные возблещут купола,Бессонные взгремят колокола,И на тебя с багряных облаковУронит богородица покров… 31 марта 1916 г.
«Москва! Какой огромныйСтранноприимный дом!»На каторжные клейма,На всякую болесть –Младенец ПантелеймонУ нас, целитель, есть.А вон за тою дверцей,Куда народ валит, -Там Иверское сердце,Червонное, горит. 8 июля 1916 г.
«Красною кистью рябина зажглась…»Красною кистью Спорили сотниРябина зажглась. Колоколов.Падали листья, День был субботний:Я родилась. Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.
Особенности поэтической речи Церковная лексика;Устаревшая лексика;Устаревшие словоформы;Числовая символика;Символика цвета;Риторические фигуры;Авторская пунктуация
Часовня, купола, колокола, покров;Православный, пятисоборный, юродивый, странноприимный;Богородица, Пантелеймон, Иоанн Богослов;Говеть, соборовать; АллилуйяБремя, град, лик, паломничество, болярыня, плат; Смиренный, хлыстовский;Грянет, исходи;Нонче, сем ; нечаянныя, во червонный день
СЕМИхолмие;СЕМЬ холмов – как СЕМЬ колоколов;СОРОК СОРОКов – колокольное СЕМИхолмие;СОРОК СОРОКов церквейЧервонные купола;Багряные облака;Синева рощ;Червонный день; Церкви златоглавые;Червонное сердце;Красная кисть
Риторические фигуры:Обращения: …Деревцо мое невесомое!...…О мой первенец!...…Греми, громкое сердце!...…И вам, о царь, хвала!…Московская земля!Авторская пунктуация:..Поеду – я, и побредете – вы……Но выше вас, цари: колокола……Калужской – песенной – привычной…
И.Эренбург о лирике М.И.Цветаевой«… как буйно, как звонко поет она о московской земле и калужской дороге, об утехах Стеньки Разина, о своей любви шальной, жадной, неуступчивой. Русская язычница, сколько радости в ней…» «Новости дня», 13 апреля 1918 г.
Лирика 30-х годовВ 1922 году М.И.Цветаева покидает Родину и долгие семнадцать лет проводит в эмиграции.В Чехии она пишет самые пронзительные стихи о России
С фонарем обшарьтеВесь подлунный свет.Той страны на карте –Нет, в пространстве – нет. … Той, где на монетах – Молодость моя, Той России - нету. Как и той меня. 1931 г.
«Стихи к сыну»(Фавьер, 1932 – лето 1935 г.г.)Сын М.И.Цветаевой Георгий Сергеевич Эфрон родился 1 февраля 1925 г. В Чехословакии. Вместе с матерью в 1939 году вернулся на родину. После смерти Цветаевой привез в Москву ту часть ее архива, которую она взяла в Елабугу.Окончил школу в Ташкенте, затем посещал лекции в Московском литературном институте. Много читал: для своего возраста был очень развит и образован. Отличался литературной одаренностью и художественными способностями, о чем говорят оставшиеся после него дневники, письма и рисунки.
М.И.Цветаева и Георгий Эфрон (Мур) 30-е годы
Георгий Эфрон(1941 г.)Сын Марины Цветаевой Георгий Эфрон после смерти матери уехал в Среднюю Азию.В начале 1944 года был призван на фронт.Погиб в июле 1944 г. в бою под деревней Друйка Браславского района Витебской области.
Ни к городу и ни к селу –Езжай, мой сын, в свою страну, -В край – всем краям наоборот! –Куда НАЗАД идти – ВПЕРЕД…НАС родина не позовет!Езжай, мой сын, домой – вперед –В СВОЙ край, в СВОЙ век, в СВОЙ час, - от нас –В Россию – вас, в Россию – масс,В НАШ-час – страну! В СЕЙ-час – страну!В на-Марс-страну! В без-нас – страну! Январь 1932 г.
«Родина» О неподатливый язык! Чего бы попросту – мужик, Пойми, певал и до меня: - Россия, родина моя! Но и с калужского холма Мне открывалася ОНА – Даль – тридевятая земля! Чужбина, родина моя! Даль, прирожденная, как боль, Настолько родина и столь Рок, что повсюду, через всю Даль – всю ее с собой несу!... 12 мая 1932 г.
Местоимение «та»: «той страны», «той России», «той меня»;Местоимение «свой»: «свой край», «свой век», «свой час» Назад – вперед;Наш-час – без-нас;Родина – чужбина;Даль – близь;Родина - рок
ЛИРИЧЕСКИЙОБРАЗРОДИНЫ
РОДИНА
Тоска по родине! ДавноРазоблаченная морока!Мне совершенно все равно –Где совершенно одинокойБыть, по каким камням домойБрести с кошелкою базарнойВ дом, и не знающий,что –мой,Как госпиталь или казарма.Мне все равно, каких средиЛиц – ощетиниваться пленнымЛьвом, из какой людской средыБыть вытесненной –непременно –В себя, в единоличье чувств.Камчатским медведём без льдиныГде не ужиться (и не тщусь!),Где унижаться – мне едино.
…Остолбеневши, как бревно,Оставшееся от аллеи,Мне все – равны, мне всё – равно,И, может быть, всего равнее –Роднее бывшее – всего.Все признаки с меня, все меты,Все даты – как рукой сняло:Душа, родившаяся – где-то.Так край меня не уберегМой, что и самый зоркий сыщикВдоль всей души, всей – поперек!Родимого пятна не сыщет!
«Тоска по родине»Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,И всё – равно, и всё – едино,Но если по дороге – кустВстает, особенно – рябина …
Особенности поэтической речиЛексические повторы, эпитетыВсё равно, все равны, всё единоВсе признаки, все меты, все датыСовершенноЧужд, пустПленный левМлечный призывРодимое пятноДом, как госпиталь или казармаОщетиниваться…львомКамчатским медведёмОстолбеневши, как бревно Читатель - газетных тонн глотатель, доилец сплетен
Все равно -… …что – мой… - непременно –(двадцать тире)…(и не тщусь!)… (Читателем… доильцем сплетен…)(вставные конструкции)Но если по дороге – куст Встает, особенно – рябина…(финальное умолчаниеявляется антитезой лексическому повтору«всё равно»)
ОДИНОЧЕСТВО МОРОКА УНИЖЕНИЕ НЕПОНИМАНИЕБЕЗРАЗЛИЧИЕОСТОЛБЕНЕНИЕ ПЛЕН ВЫТЕСНЕНИЕ
«Здесь я не нужна, там я невозможна…»(из письма Тесковой 1934 г.)
«В тридцатые годы Цветаеватак и будет жить: постоянно возвращаясь к прошлому – ко всему и всем, что умерло, умерли…Поэт здесь ведет разговор не с Вечностью,не с Миром, а со своим временем,своим веком – больным, жестоким –и преходящим…Цветаева, опережающая свое время, почти никем не понятая, оглядывалась назад, на канувшую в небытие Родину…»
Использованные ресурсыМ.Цветаева. Собрание сочинений в семи томах. Том первый. – М.:Эллис Лак, 1994;М.Цветаева. Стихотворения, поэмы. – М.: Правда, 1991;М.Цветаева. Портрет: www.bing.com/images: 0024-028[1];М.Цветаева. Портрет 1924 г.: www.bing.com/images: 0020-024[1];М.Цветаева. Портрет 1941 г.: www.bing.com/images: thCA1NFHVO;М.Цветаева. Портрет 1935 г.: www.bing.com/images: thCA2Z3HUR;Г.Эфрон. Портрет 1934 г.: www.bing.com/images: efron georgy 01[1];М. Цветаева с сыном: www.bing.com/images: 1930 tsvetaeva[1];Г.Эфрон. Портрет 1941 г.: www.bing.com/images: Mur 2 [1];Рябина. Изображения: www.bing.com/images: thCA2V42GI;Храм Покрова пресвятой богородицы: www.bing.com/images: 302[1]Икона Иверской божьей матери: www.bing.com/images: thCAGOKATG.
Использованные ресурсы13) Иконостас Храма Покрова святой богородицы: www.bing.com/images: thCABBIXPP;14) Кисть рябины: www.bing.com/images: thCAPRO63F;15) Березовый лес: www.lenagold.ru: tree112[1];16) Лес: www.lenagold.ru: tree116[1];17) Лесные ягоды: www.lenagold.ru: tree 98[1]