ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕПервый снег.Роль деталей в описании (поэтического предмета) Показать значение деталей в художественном описании предмета; Подготовить учащихся к изложению.
Слово о писателе Имя писателя Константина Георгиевича Паустовского хорошо всем известно. Он много писал о природе, особенно о природе Средней России. Читая Паустовского, мы проникаемся глубокой любовью к природе, нам хочется лучше видеть, знать и чувтвовать её. Нам предстоит написать изложение по отрывку «Первый снег» из рассказа К.Г.Паустовского «Прощание с летом». Пока вам известен только заголовок, попробуйте предположить, о чём будет рассказано в этом отрывке. Вспомните, как началась зима в этом году: надоели всем дожди и слякоть, уныла серая, мокрая земля. И вот выпал снег. Что изменилось в природе?
Все времена года по-своему хороши. Но начала каждого из них мы ждём с особым трепетом. Почему? Потому что каждый раз природа как бы заново дарит нам свою красоту. Вот как рассказывает о начале зимы Паустовский. Обратите внимание, что Паустовский пишет просто, сдержанно, настраивая нас на ровное, спокойное прочтение.(Чтение текста)Повествование ведётся от 1 лица. Рассказчик – сам автор, его глазами мы смотрим на мир. Поэтому важно не просто запомнить всё то, что он, автор, увидел и услышал, а постараться вместе с ним увидеть и услышать природу.
Комментированное чтение. Слуховое восприятие.
(Слово, употреблённое в переносном значении, более выразительно. В данном случае оно даёт явственное ощущение резкой перемены погоды. Не случайно писатель повторяет его трижды. Это усиливает впечатление.)Предложение Умер дождь… сложное. В каждой части сказуемое стоит на первом месте, при чтении оно отделяется от подлежащего значительной паузой; интонация перечислительная: умер (дождь), умер (ветер). Порядоу слов в предложении, паузы, интонация позволяют сосредоточить внимание на том, что произошло.Мы проанализировали 1-й абзац. Как можно озаглавить 1-й пункт плана?1. НАСТУПИЛА МЁРТВАЯ ТИШИНА
Зрительное восприятие
ЗАПИСЬ ПЛАНА Первый снег1. Необыкновенная тишина. (Наступила мёртвая тишина)2. За стёклами всё было снежно и безмолвно.3. «Первый снег очень к лицу земле»
РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ И ПУНКТУАЦИОННЫХ ОШИБОК 1.Выделить в тексте глаголы с безударными гласными в корне, подобрать проверочные слова к словам: Показалось, наполнять, переливаться, закачаться, поднялось; 2. Записать слово сон с предлогами перед, к, в, от; выделить местоимения с предлогами вокруг неё (луны); с неё (ветки); 3. Уточнить, проверить по тексту следующие написания: странное ощущение, необыкновенная тишина, туманное небо, стеклянный дождь; 4. Указать, каким предложениям соответствуют схемы: 1) , . 2) , и . 3) , а .
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТАПЕРЕСКАЗПИСЬМЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ