«Отражение культуры донского казачества в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Проект по литературе. Руководитель проектаОганисян А. М.
Обоснование проекта. Идея данного проекта такова: создание иллюстрированного комментария к произведению М. А. Шолохова «Тихий Дон». Актуальность проблемы: в течение долгого времени после Октябрьской революции старались предать забвению культурное наследие казаков. В годы репрессий уничтожались их обычаи, реликвии и памятники. Современные школьники многое не знают о жизни своих предков. В настоящее время происходит возрождение казачества, что важно для сохранения преемственности традиций и укрепления нравственного сознания народа.
Организация проекта. 1. Создание проблемной ситуации. Наш Донской край – это казачий край. Население его имеет уникальные черты и особенности, связанные с историческим прошлым, с неповторимой материальной и духовной культурой. Невозможно гордиться своей родной землей, её прошлым и настоящим, не зная их. Прекрасным источником получения информации является роман М. А. Шолохова «Тихий Дон», в котором писатель выступил как историк казачьей жизни.
2. Формулирование общей цели проекта. Цель проекта: сопоставить содержание произведения М.А.Шолохова «Тихий Дон» и реально существовавший жизненно-бытовой уклад донских казаков в конце ХIХ – начале ХХ века и показать, что этот роман является энциклопедией казачьей жизни.
3. Мозговая атака или штурм Используется для оперативного поиска путей решения проблем. Начало атаки - ответ на пять вопросов: что? где? когда? кто? зачем?
3.Определение типа проекта. Единый межпредметный (литература, история, краеведение, информатика) проект, объединенный общим названием «Отражение культуры донского казачества в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон», состоит из индивидуальных исследовательских проектов, каждый из которых является мини-исследованием по проблеме-ответвлению. Сроки реализации проекта – два с половиной месяца (10 недель).
4. Разработка проектного задания. Выбор темы проекта.Определение основных направлений исследования.Выделение подтем в теме проектаФормирование творческих групп.Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы.Определение форм выражения итогов проектной деятельности.
5. Обозначение в общем виде источников информации. Источниками информации могут быть: литературоведческая и мемуарная проза, периодические издания разных десятилетий, правительственные постановления, справочная литература, фотодокументы, относящиеся к концу XIX- началу XX века, семейные альбомы фотографий, иллюстрации, интервью со знакомыми и родными, Интернет.
6. Указание методов обработки информации. При исследовании материалов от учащихся потребуется умение сопоставлять тексты произведения и источника информации, делать анализ, обобщение, аргументированные выводы, создавать комментарий к тексту.
7. Организация индивидуальной работы над исследовательскими проектами и самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.
7.Понедельное планирование выполнения проекта. Сбор информации: посещение библиотек, музеев, архивов, поиск в Интернете, интервью с родными и знакомыми - 2 недели.Вторичное чтение произведения, сопоставление содержания с источниками информации, выделение из романа необходимого цитатного материала, подбор иллюстративного материала –фотодокументов, являющихся прямыми и точными иллюстрациями к роману- 3 недели. Анализ и обобщение полученной информации - 1 неделя.Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных в творческих мастерских и в медиатеке - в течение всей работы над проектом.
Оформление результатов проектной деятельности: создание чернового варианта реферата с элементами проектной деятельности - 2 недели.Редактирование чернового варианта реферата с элементами проектной деятельности – 1 неделя.Создание презентации на основе реферата и подлинного изобразительного материала – 1 неделя.Защита реферата с элементами проектной деятельности, презентации – на экзамене.Самооценка – на экзамене.Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов – на экзамене.
8.Внешняя оценка.Критерии внешней оценки проекта. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.Корректность используемых методов исследования и методовобработки получаемых результатов.Активность каждого участника проекта в соответствии с егоиндивидуальными возможностями.Коллективный характер принимаемых решений.
Характер общения и взаимопомощи участников проекта.Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.Эстетика оформления результатов проекта.Умение отвечать на вопросы оппонентов.
9. Подведение итогов проектной деятельности. Результаты проектной деятельности были оформлены в виде рефератов, иллюстрированных фотодокументами, являющимися прямыми и точными иллюстрациями к роману, и презентаций на основе реферата и подлинного изобразительного материала, которые могут использоваться на уроках в качестве электронного приложения.
Учащиеся изучили характерные черты быта населения Дона, хозяйственной жизни, социальных отношений в конце XIX – начале XX вв,; познакомились с влиянием региональных верований на формирование сознания, культуры и традиций донского казачества и наиболее распространенными обычаями и обрядами на Дону.
В ходе работы над проектом одиннадцатиклассники показали свои умения в:анализе и интерпретации фрагментов произведения;создании и редактировании собственных текстов;самостоятельной и мотивированной организациисвою познавательной деятельности; сопоставлении информации, нахождении общего и различного;владении основными видами публичных выступлений;использовании компьютерных технологий для создания презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Пожелания коллегам. Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку, а если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. Б. Шоу