PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Литература / Особенности костюма жителей Дона» (на материале романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»)
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Особенности костюма жителей Дона» (на материале романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»)


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Особенности костюма жителей Дона» (на материале романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»)


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 «Особенности костюма жителей Дона» (на материале романа М. А. Шолохова «Тихий До
Описание слайда:

«Особенности костюма жителей Дона» (на материале романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»). Работа выполнена в рамках проекта «Отражение культуры донского казачества в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

№ слайда 2 Цели работы: показать, что в романе «Тихий Дон» М.А.Шолохов, давая описание трад
Описание слайда:

Цели работы: показать, что в романе «Тихий Дон» М.А.Шолохов, давая описание традиционной одежды донских казаков конца XIX – начала XX века, создает образ целого народа, с его самобытностью, характерными особенностями быта и обычаев;познакомить с костюмами донских казаков на рубеже XIX – XX веков.

№ слайда 3 «Мода – это история, сама история, по поводу которой нельзя дебатировать, спорит
Описание слайда:

«Мода – это история, сама история, по поводу которой нельзя дебатировать, спорить, которую нельзя отрицать. И действительно, народы, у которых нет истории, обходятся без одежды». А.Моравия. Костюм человека – форма одежды данного народа, сословия, эпохи. Он несет в себе художественный образ, так как выражает эстетический идеал эпохи, который меняется вместе с жизнью общества.

№ слайда 4 Из истории мужского костюма Своеобразные условия жизни на Дону, особенности хара
Описание слайда:

Из истории мужского костюма Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения донских казаков предопределили возникновение оригинальной культуры донского казачества. Особенности жизни казаков отразились и на их одежде.

№ слайда 5 «…платья де они носят по древнему своему обычаю, как кому из них которое понрави
Описание слайда:

«…платья де они носят по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравиться: иные любят платье и обувь по -черкасски и по - калмыцки, а иные обыкли ходить в русских стародревнего обычая в платье, и что де кому лутче похочется, тот тако и творит. И в том де между ними распри и никакого посмехания друг над другом нет» - говорил в 1705г. атаман зимовой станицы Савва Кочет, о том, что носили казаки.

№ слайда 6 В результате костюм донского казачества сформировался путем взаимодействия разли
Описание слайда:

В результате костюм донского казачества сформировался путем взаимодействия различных культур. Азовский и таганрогский казаки 1774 года. Литография, XIX в.

№ слайда 7 Казаки лейб-гвардии казачьего полка 1809-1815г.г., 1885г. В 1801 году «высочайши
Описание слайда:

Казаки лейб-гвардии казачьего полка 1809-1815г.г., 1885г. В 1801 году «высочайшим повелением» была предписана обязательная военная форма всему Войску Донскому. Они куртки и чекмени – однобортные кафтаны, застегивающиеся на крючках спереди, с красной выпушкой по обшлагам и воротнику. Вместо барашковой шапки на голову надевался кивер, на шароварах положено было иметь широкие алые лампасы.

№ слайда 8 Казачьи лампасы имели особое значение, они стали символом освобождения от всех в
Описание слайда:

Казачьи лампасы имели особое значение, они стали символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости. Лампас красного цвета прикрывает боковой шов штанов. «Широкие Гришкины шаровары, заправленные в белые шерстяные чулки, алели лампасами» (т.I, ч.I, гл.XVI).

№ слайда 9 Казаки Атаманского полка. 1812г., 1878г., 1885г.
Описание слайда:

Казаки Атаманского полка. 1812г., 1878г., 1885г.

№ слайда 10 Казаки лейб-гвардии казачьего полка 1906г. Изменения в военной форме донских каз
Описание слайда:

Казаки лейб-гвардии казачьего полка 1906г. Изменения в военной форме донских казаков происходит только к началу Первой мировой войны. Казачьи мундиры уже ничем не отличаются от общеармейской формы русской армии. «Глядя на вылощенных, подтянутых офицеров в нарядных бледно-серых шинелях и бледно-серых мундирах, Григорий чувствовал между собой и ими неперелазную невидимую стену» (т.I, ч.III, гл.II).

№ слайда 11 Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении дома
Описание слайда:

Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время ходили в форме.

№ слайда 12 Зипун – вид распашной одежды, полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с у
Описание слайда:

Зипун – вид распашной одежды, полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узким рукавами, без ворота, надевали поверх рубахи. «На дощатой кровати прикрытые попоной, сбитые камнем сено и весь провонявшийся потом Сашкин зипун. Пожитков, кроме зипуна и дубленого полушубка, у Сашки не было» (т.I, ч.II, гл.XIV).

№ слайда 13 Одежда казаков конца XIX – XX начала века. Перед Первой мировой войной обмундиро
Описание слайда:

Одежда казаков конца XIX – XX начала века. Перед Первой мировой войной обмундирование казака состояло из гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, папахи, башлыка, пояса. На смотре амуниции и обмундирования на разостланной попоне «Под ногами Григория лежала ненадеванная попона, на ней порядком разложены седло с окованным, крашенным в зеленое ленчиком, с саквами и задними сумами, две шинели, двое шаровар, мундир, две пары сапог, белье…»

№ слайда 14 Во время Гражданской войны форма казаков, воевавших и в красных войсках, и в бел
Описание слайда:

Во время Гражданской войны форма казаков, воевавших и в красных войсках, и в белых, почти ничем не отличалась, разве что отсутствием погон и кокард. Остальные казачьи атрибуты – лампасы на шароварах, цветные околышки фуражек, папахи, башлыки – сохранялись. Красный командир в полушубке. 1919 г.КРАСНЫЙ КОМАНДИР-КАВАЛЕРИСТ В ПОЛУБЕКЕШЕ И БАШЛЫКЕ. Осень 1918г.

№ слайда 15 Сапог было великое множество. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без кабл
Описание слайда:

Сапог было великое множество. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичиги и «чирики» - туфли – галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных носков. «Григорий с наслаждением мечтал о том, как снимет дома шинель и сапоги, обуется в просторные чирики, по казачьему обычаю заправит шаровары в белье шерстяные чулки, накинув на желтую куртку домотканый зипун, поедет в поле» (т.IV ч.VIII гл.VI).

№ слайда 16 Головные уборы – фуражки и папахи. Казачья донская фуражка с темно – синим верхо
Описание слайда:

Головные уборы – фуражки и папахи. Казачья донская фуражка с темно – синим верхом, красным околышем, черным козырьком носилась сдвинутой на правую сторону, а слева выступал традиционный казачий чуб. В период первой мировой войны фуражки стали делать защитного цвета.

№ слайда 17 Украшения Глава семьи Мелеховых «Под уклоном сползавших годов закряжистел Пантел
Описание слайда:

Украшения Глава семьи Мелеховых «Под уклоном сползавших годов закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу…»

№ слайда 18 Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду. Так, единственный сын у м
Описание слайда:

Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него, наследников по мужской линии, носил серьгу в правом ухе. Две серьги - единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега серьги играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо, видел кого следует в бою поберечь.

№ слайда 19 Награды К началу XIX века обычай награждать оружием и ценными подарками сменяет
Описание слайда:

Награды К началу XIX века обычай награждать оружием и ценными подарками сменяет иная, уже сложившаяся к этому времени российская наградная система. В 1807 году учреждается Знак Отличия Военного Ордена св. Георгия для награждения солдат и матросов. Это был серебряный крест без эмали, носившийся на георгиевской черно-желтой ленте на груди. Правила гласили: «Он приобретается только в поле сражения, при обороне крепостей и в битвах морских».

№ слайда 20 (Григорий) «Он вспомнил те недели, которые провел на хуторе татарском  вниматель
Описание слайда:

(Григорий) «Он вспомнил те недели, которые провел на хуторе татарском <…> внимательно, почти заискивающее отношение к семье, почет, с каким встречали хуторные первого Георгиевского кавалера <…> с нескрываемым восхищением разглядывали бравую чуть сутуловатую фигуру в шинели с приколотым на полосатой ленточке крестом» (т. II, ч. IV, глава IV). 90-летний казак. Фото И. В. Болдырева.

№ слайда 21 История женского костюма Женщины долго сохраняли одежду тех мест, откуда они при
Описание слайда:

История женского костюма Женщины долго сохраняли одежду тех мест, откуда они пришли. На Дону существовало несколько различных комплектов одежды: с кубелеком, поневой, сарафаном и сукманом. Верхнее платье – кубелек напоминало по форме и названию татарское платье – камзол. Наибольшее распространение такой наряд получил в XVII–XVIIIв.

№ слайда 22 Одежда с поневой, сарафаном и сукманом бытовала обычно в верховьях Дона. В основ
Описание слайда:

Одежда с поневой, сарафаном и сукманом бытовала обычно в верховьях Дона. В основном это была русская одежда. Красную поневу (юбку) из трех полотнищ казачки носили с рубахой.

№ слайда 23 Сукман – верхняя одежда замужних казачек. Шился из домотканой синей шерстяной ма
Описание слайда:

Сукман – верхняя одежда замужних казачек. Шился из домотканой синей шерстяной материи. Отличался очень короткими узкими рукавами. Спереди от ворота шел короткий прямой разрез на медных пуговицах.

№ слайда 24 Традиционным зимним нарядом казачек считалась донская шуба. Она шилась из меха л
Описание слайда:

Традиционным зимним нарядом казачек считалась донская шуба. Она шилась из меха лисы, куницы, а сверху покрывалась парчой или бархатом. Ее длина доходила до пят. Зимняя одежда девицы и женщины Войска Донского, 1830г.

№ слайда 25 Костюм казачки в конце XIX– начале XX века. Молодые казачки любили носить кофточ
Описание слайда:

Костюм казачки в конце XIX– начале XX века. Молодые казачки любили носить кофточки до бедер, плотно облегающие фигуру и с небольшой баской. Такие кофточки назывались «кирассой». «Наталья была одна в горнице. Она принарядилась, как на праздник. На ней ловко сидели синяя шерстяная юбка и поплиновая голубенькая кофточка с прошивкой на груди и кружевными манжетами» (т.IV, ч.VII, гл.VIII).

№ слайда 26 Во второй половине XIX века особой популярностью пользуются павло – посадские пл
Описание слайда:

Во второй половине XIX века особой популярностью пользуются павло – посадские платки и шали. Все женщины носили головные уборы. «Закутанная в черный ковровый платок, Лукинична переступила порог. Мелко шагая, не поздоровавшись, она просеменила к Наталье, стоявшей у кухонной лавки, и упала перед ней на колени» (т.III, ч.III, гл.VIII).Костюм донской казачки, начало XXв.

№ слайда 27 Работая в поле или на огороде, казачки на голову всегда надевали белые косынки,
Описание слайда:

Работая в поле или на огороде, казачки на голову всегда надевали белые косынки, которые служили для защиты от солнца.Манера казачек закрывать лицо от загара.

№ слайда 28 Старинная донская шуба, несколько видоизмененная, дошла до XX и даже получила ши
Описание слайда:

Старинная донская шуба, несколько видоизмененная, дошла до XX и даже получила широкое распространение. «В задке пароконных саней, привалившись спиной к седлам, полулежал Григорий. Рядом с ним сидела Аксинья, закутанная в донскую, опушенную поречьем шубу. Из под белого пухового платка блестели, радостно искрясь её черные глаза» (т. IV , ч. VIII , гл. XXVI). Донская казачка в донской шубе и павлопосадской шали, начало XXв.

№ слайда 29 В начале XX века в моду у молодых женщин вошла «шлычка на шиш», которая надевала
Описание слайда:

В начале XX века в моду у молодых женщин вошла «шлычка на шиш», которая надевалась на пучок волос и прикалывалась блестящей шпилькой. «Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, обхватывала крутую спину и налитые плечи».Колпаки донских казачек, XIXв.

№ слайда 30 Одежда казаков-некрасовцев Обособленность казаков-некрасовцев, которые после раз
Описание слайда:

Одежда казаков-некрасовцев Обособленность казаков-некрасовцев, которые после разгрома Булавинского восстания на Дону в 1708г., спасаясь от истребления, бежали на Кубань, подвластную Турции, способствовала тому, что у них сложилась своя очень колоритная и оригинальная одежда.

№ слайда 31 Костюмы казаков-некрасовцев В костюмах некрасовцев можно увидеть характерные чер
Описание слайда:

Костюмы казаков-некрасовцев В костюмах некрасовцев можно увидеть характерные черты донской, русской, украинской, татарской, кавказской одежды. Некоторые казаки, возвратившись в 1912г. В Россию, приняли участие в бурных событиях тех дней, подтверждение чего мы находим в романе.

№ слайда 32 Семья-некрасовцев
Описание слайда:

Семья-некрасовцев

№ слайда 33 В начале XX века под влиянием европейского костюма изменилась одежда жителей Дон
Описание слайда:

В начале XX века под влиянием европейского костюма изменилась одежда жителей Дона.

№ слайда 34 Выводы: Одежда любого народа – это элемент материальной культуры. Она представля
Описание слайда:

Выводы: Одежда любого народа – это элемент материальной культуры. Она представляет интерес для историков, этнографов и служит живым уроком истории, в котором черпают знания и вдохновение творческие люди. В романе М.А.Шолохова дается точное описание одежды, характерной тому времени, которое отражено в произведении. Поэтому читатели «Тихого Дона» получают достоверное представление о костюме конца XIX – начала XX века жителей Дона.

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru