Способы создания образа красоты в рассказе А.П.Чехова Рассказ А.П.Чехова «Красавицы» 1888г.Тема красоты – «вечная» тема в русской литературе.
А.П.Чехов (1860 – 1904г.) - писатель-новатор, его интересует общее состояние жизни, ее основы, течение времени, большое значение в рассказах Чехова приобретает символическая деталь. В рассказах «Дом с мезонином», «О любви», «Попрыгунья», «Душечка», «Именины» … созданы удивительно живые женские портреты.
Красота*- совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору или слуху (Толковый словарь).«Красота страшна»,- вам скажут .Шаль цыганскую на плечи вы накинете лениво – красный розан в волосах…«Красота проста»,-вам скажут. Шалью клетчатой тихонько вы накро-ете ребенка – крас-ный розан на полу…
ЭпиграфИздалека, из тьмы безгласной, -Иль это только снится мне –Твой лик печальный и прекрасныйВ туманном движется окне…
Цветовая символика рассказаСерый – скука , замирание жизни.Зеленый – атрибут чужого пространства, соотносится с инфернальным.Белый, розовый – символизируют обновление, молодость.
Две красавицы – два женских портрета в двух частях рассказа.
Вступление.О красоте женщины написано много и в прозе, и в стихах. Красота – это дар Бога, нечто не поддающееся объяснению, поэтому, вероятно, невозможно говорить о прекрасном с иронией. Чехов - самый, пожалуй, ироничный писатель конца 19 века – в рассказе «Красавицы» необычайно серьезен.
Образ СЕРОГО в первой главесоздан соответствующей лексикой: томительно-скучный день сухой ветер, степь облака пыли не хотелось ни глядеть, ни говорить дремавший возница не издавая ни звука очнувшись от полусна уныло и кротко сквозь пыль
Аллитерации на (з), (с) подчеркивают мотив назойливой скуки, аллитерации на (л), (п) создают ощущение унылого движения по пыльной дороге.
Красавица - армянкаКрасота юной армянки сравнивается с закатом солнца, когда небо окрашено «в багряный, оранжевый, золотой, розовый цвета». Создается впечатление зарева, небесного пожара. Яркие сравнения усиливают это впечатление…
Глава вторая Мне грустно и легко, печаль моя светла, Печаль моя полна тобою… А.С.Пушкин«В другой раз, будучи уже студентом, ехал я по железной дороге на юг. Был май…»Так начинается рассказ о встрече с другой красавицей.
Образ русской девушки создан Чеховым при помощи нежных, светлых, летучих красок…Вот пробил третий звонок, и поезд лениво тронулся.Красавица с ее чудной, детски лукавой улыбкой осталась на платформе…Было грустно…
Доминирующие цвета во 2 части рассказа: золотистый, розовый, светло-голубой, черный и зеленый.Метафора А.П.Чехова прозрачна: красота недолговечна, ее легко погубить. Красота нуждается в защите, в поклонении.Свеча в финале рассказа как символ надежды: пока в мире существует красота, жизнь имеет смысл.
Рассказчик пытается объяснить свои чувства, вспоминая впечатление, которое произвела на него девушка…«Это была красота мотыльковая, к которой так идут вальс, порханье по саду, смех и веселье…»«Кажется, стоит пробе-жать ветру или пройти дождю, чтобы … капри-зная красота осыпалась, как цветочная пыль…»
Итоги аналитического прочтения рассказа.Во-первых, способом создания образа красоты в рассказе Чехова является живописный портрет.Во-вторых, используются цветовые, звуковые образы и метафорические сравнения.В-третьих, в создании образа красоты участвует пейзаж, либо представляя собой антитезу внешнему облику, либо подчеркивая обаяние портрета.
Метафорические сравнения армянской девушки с птицей, а русской красавицы с мотыльком усиливают ощущение чуда красоты…В финале рассказа появляется свеча. Свеча – это символ надежды. Пока существует в мире красота, существует и надежда, что жизнь имеет смысл.