«Маленький человек»: тип или личность? уроки литературы в 10 классепо произведениям А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и Ф.М. Достоевского
Николай Васильевич ГогольСочинение моё гораздо важнее и значительнее, чем можно предполагать по его началу... Я могу умереть с голода, но не выдам безрассудного, необдуманного творения...
Великий русский писательЗнаю, что моё имя после меня будет счастливее меня, и потомки тех же земляков моих, может быть, с глазами, влажными от слёз, произнесут примирение моей тени.
«Человек есть тайна . Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» Ф. М. Достоевский.
« И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства; но Гоголь – поэт по преимуществу социальный; г. Достоевский – по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума». В.Н. Майков. Литературная критика.
«Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?» В.Г. Белинский«Это была самая восхитительная минута в моей жизни»Ф. М. Достоевский
Пушкин и Гоголь
«Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!» В. Г. Белинский.
ЗАДАЧИ УРОКАорганизовать деятельность по составлению тематических черт литературного типа; выделить общие и разные черты в изображении “маленького человека” в произведениях Пушкина, Гоголя и Достоевского; совершенствовать видение взаимосвязи образной системы и жанровых особенностей произведения; обеспечить выполнение групповых частично-поисковых заданий на основе сопоставления разных художественных текстов.
«Любезный брат.Ты, верно, заждался письма моего, любезный брат. Но меня задерживала неустойчивость моего положения. Я никак не могу заниматься вполне чем бы то ни было, когда перед глазами одна неизвестность и нерешительность. Но так как я и до сих пор ничего не сделал хорошего по части моих собственных обстоятельств, то все равно пишу; ибо давно бы было нужно писать.Я получил от москвичей 500 рублей серебром. Но у меня столько было долгов, старых и вновь накопившихся, что на печать недостало. Это бы еще ничего. Можно было бы задолжать в типографии или уплатить не все из домашних долгов, но роман еще не был готов. Кончил я его совершенно чуть ли еще не в ноябре месяце, но в декабре вздумал его весь переделать; переделал и переписал, но в феврале начал опять снова обчищать, обглаживать, вставлять и выпускать. Около половины марта я был готов и доволен. Но тут другая история: цензора не берут менее чем на месяц. Раньше отцензуровать нельзя. Они-де работой завалены. Я взял назад рукопись, не зная, на что решиться. Ибо кроме четырехнедельного цензурования печать съест тоже недели три. Выйдет к маю месяцу. Поздно будет! Тут меня начали толкать и направо и налево, чтобы отдать мое дело в «Отечественные записки». Да пустяки. Отдашь да не рад будешь. Во – первых, и не прочтут, а если прочтут, так через полгода. Там рукописей довольно и без этой. Напечатают, денег не дадут. Это какая – то олигархия. А на что мне тут слава, когда я пишу из хлеба? Я решился на отчаянный скачок: ждать, войти, пожалуй, опять в долги и к 1 сентября, когда все переселятся в Петербург и будут, как гончие собаки, искать носом чего – нибудь новенького, тиснуть на последние крохи, которых, может быть, и недостанет, мой роман. Отдавать вещь в журнал значит идти по ярем не только главного метрдотеля, но даже всех чумичек и поваренков, гнездящихся в гнездах, откуда распространяется просвещение. Диктаторов не один: их штук двадцать. Напечатать самому значит пробиться вперед грудью и если вещь хорошая, то она не только не пропадет, но и окупит меня от долговой кабалы и даст мне есть »24 марта 1845 года Петербург из письма Ф.М. Достоевского брату М.М. Достоевскому
М.М.Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского«В гоголевском мире автор»Бедных людей» произвел «коперниковский переворот», сделав предметом изображения не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка»
В.В.ВиноградовМелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями.
Особенность Гоголя в изображении «маленького человека»Гоголь говорит о том, что нельзя утратить то, чего нет, задеть то, чего нет. У Акакия Акакиевича, безусловно, есть чувства, но они маленькие и сводятся к радости обладания шинелью. Только одно чувство в нем огромно — это страх. В этом, по Гоголю, повинна система социального устройства, и его «маленький человек» умирает не от унижения и оскорбления (хотя он также унижен), а от страха. Страха от распеканий «значительного лица». Для Гоголя оно, это «лицо», несет в себе зло системы, тем более что само распекание с его стороны было жестом самоутверждения перед друзьями.
Черты «маленького человека» 1. Низкое, бедственное, подчиненное социальное положение.2. Страдание от сознания своей слабости и ошибок. 3. Неразвитость личности. 4. Острота жизненных переживаний. 5. Осознание себя “маленьким человеком” и стремлением утвердить свое право на жизнь.
Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека »Ф.М. Достоевский продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, «Бедные люди»- это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам. В романе «Бедные люди» Достоевский стремился показать, что человек по своей природе есть существо самоценное и свободное и что никакая зависимость от среды не может окончательно истребить в человеке сознание своей собственной ценности.
Домашнее заданиеПроанализировать другие произведения рассмотренных авторов и расширить кластер «Маленький человек» в литературе ХIХ века. Написать сочинение- миниатюру на тему « Актуальность темы «маленького человека» в современном мире».