PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Литература / Символизм - литературное направление
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Символизм - литературное направление


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Символизм - литературное направление


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 Презентация урока на тему: «Символизм – литературное направление» 11 класс Учите
Описание слайда:

Презентация урока на тему: «Символизм – литературное направление» 11 класс Учитель русского языка и литературы: Шубунова В. И. Санкт-Петербург 2015 г.

№ слайда 2 Цель урока: познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками воз
Описание слайда:

Цель урока: познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения символизма; раскрыть историю происхождения понятия «символизм», его содержание, основные группы; показать значение символизма для развития русской литературы XX века.

№ слайда 3 Словарь: Символ - от греч.symbolon- «знак, примета» А. Блок: « Испепеляющие годы
Описание слайда:

Словарь: Символ - от греч.symbolon- «знак, примета» А. Блок: « Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль есть?» В. Брюсов: « Создание искусства – приотворённые двери в вечность» Ф. Сологуб: «Символ – окно в бесконечность»

№ слайда 4 Русский символизм Символизм - литературно-художественное направление, считавшее
Описание слайда:

Русский символизм Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Зародился в 60 – 70-е гг. XIX века во Франции В России получил распространение в 80 – 90-е гг. XIX века

№ слайда 5 Словарь: СИМВОЛ - то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-ниб
Описание слайда:

Словарь: СИМВОЛ - то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого (голубь –символ мира, якорь – символ надежды…); многозначное иносказание. - содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов («Символ – окно в бесконечность». Ф. Сологуб) - в сжатом виде отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности.

№ слайда 6 Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от
Описание слайда:

Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона до Ф. Ницше и В. Соловьёва Платон Ф. Ницше В. Соловьёв

№ слайда 7 Истоки символизма Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение
Описание слайда:

Истоки символизма Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал: «Символическая поэзия - враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма - не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти…» Жан Мореас

№ слайда 8 К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым
Описание слайда:

К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. В России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность, а в декадентстве - безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Вот известная эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов: Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах, А шершаво-декадентные Вирши — в вянущих ушах. Словарь: Декаданс (от лат. «упадок») – тип сознания, характеризующийся настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.

№ слайда 9 Истоки символизма Многие художественные открытия и философские идеи символизма б
Описание слайда:

Истоки символизма Многие художественные открытия и философские идеи символизма были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком В. Соловьёвым (1853 – 1900). Он верил в спасительную миссию Красоты; посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство; облик «всеединства» - мистический образ Души Мира; Вечная Женственность – объект платонического культа и любования. В. Соловьёв (1853 – 1900)

№ слайда 10 Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900 гг.) Русский философ, богослов, поэт, пуб
Описание слайда:

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900 гг.) Русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик, стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий - Только отклик искажённый Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете?

№ слайда 11 Символизм в музыке Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист.
Описание слайда:

Символизм в музыке Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист. В его творчестве воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от одухотворенно-идеальных, утонченных до экспрессивно-героических. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму «Прометей» партию света. «Божественная поэма» (3-я симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907) для оркестра; 10 сонат. А.Н. Скрябин (1871 – 1915) Профессор Московской консерватории (1898-1904)

№ слайда 12 Символизм в изобразительном искусстве Основоположником символизма в русской живо
Описание слайда:

Символизм в изобразительном искусстве Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Напряженная, яркая, какая-то почти мозаичная живопись Врубеля монументальна, эпична, исполнена острым трагическим противоречием между реальностью и фантазией художника. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга.. Это одна из многих загадок художника, стремившегося постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски.

№ слайда 13 Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство нек
Описание слайда:

Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Это загадка художника, стремившегося постичь мир эстетически и нравственно-философски. М. Врубель «Демон» «Демон поверженный»

№ слайда 14 М. Врубель «Демон и жемчужина» «Царевна-Лебедь»
Описание слайда:

М. Врубель «Демон и жемчужина» «Царевна-Лебедь»

№ слайда 15 Схема русского символизма
Описание слайда:

Схема русского символизма

№ слайда 16 Предпосылки Философия Ницше, В.Соловьёва Модернизм в европейском искусстве Возро
Описание слайда:

Предпосылки Философия Ницше, В.Соловьёва Модернизм в европейском искусстве Возрождение старых художественных систем (античность, средневековье)

№ слайда 17 Теоретическое самоопределение 1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах упа
Описание слайда:

Теоретическое самоопределение 1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» 1894 год – три сборника «Русские символисты», ведущим автором которых был В. Брюсов

№ слайда 18 Особенности русского символизма: повышенное внимание к проблеме личности и истор
Описание слайда:

Особенности русского символизма: повышенное внимание к проблеме личности и истории, ко внутреннему миру личности; героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа веков; сочетание противоречивых тенденций; многочисленные открытия в поэтике (обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, т.д.); идея самоценности искусства, ухода от социальных задач; искусство – чисто художественное явление.

№ слайда 19 Основное свойство искусства - - освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за п
Описание слайда:

Основное свойство искусства - - освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия В основе эстетики - - символ (он должен заменить конкретный образ). Считалось, что символ связывает земное с миром иным, духовным

№ слайда 20 Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг. XIX века: Петербургское крыло: Д. Ме
Описание слайда:

Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг. XIX века: Петербургское крыло: Д. Мережковский З. Гиппиус Н. Минский Московское крыло: К. Бальмонт В. Брюсов Ф. Сологуб Символизм как философско-эстетическое течение Символизм как чисто литературное явление

№ слайда 21 Поколение символистов петербургского крыла: Д. Мережковский Н. Минский Старшие с
Описание слайда:

Поколение символистов петербургского крыла: Д. Мережковский Н. Минский Старшие символисты петербургского крыла считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека и иррациональных предчувствий.

№ слайда 22 З. Гиппиус НАДПИСЬ НА КНИГЕ: Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю… Я все уеди
Описание слайда:

З. Гиппиус НАДПИСЬ НА КНИГЕ: Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю… Я все уединенное, Неявное люблю. Я — раб моих таинственных, Необычайных снов… Но для речей единственных Не знаю здешних слов… З. Гиппиус (1896)

№ слайда 23 Поколение символистов московского крыла К. Бальмонт Ф. Сологуб Старшие символист
Описание слайда:

Поколение символистов московского крыла К. Бальмонт Ф. Сологуб Старшие символисты московского крыла проповедовали «искусство для искусства». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов стихосложения.

№ слайда 24 В. Брюсов Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На
Описание слайда:

В. Брюсов Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. В. Брюсов 1 марта1895

№ слайда 25 Младшее поколение символистов на рубеже XIX – ХХ веков: В. Иванов, А. Белый А. Б
Описание слайда:

Младшее поколение символистов на рубеже XIX – ХХ веков: В. Иванов, А. Белый А. Блок, И. Анненский «Апокалиптические» настроения парадоксально сочетаются с верой в приход «царства Софии» - эпохи вечной мудрости. Значение имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни. Реальный мир второстепенен, но несёт в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей. Творчество и жизнь понимали как элемент грандиозного художественного произведения, космического процесса.

№ слайда 26 Младосимволисты Метафоричность их поэзии порой настолько сильна, что слова неред
Описание слайда:

Младосимволисты Метафоричность их поэзии порой настолько сильна, что слова нередко теряют свой первоначальный смысл, так как нарушается их привычная сочетаемость: «…Она была живой костёр Из снега и вина…» (А.Блок) В. Иванов И. Анненский А. Белый

№ слайда 27 А.Блок наиболее ярко выразил идеи младших символистов: художник должен стремитьс
Описание слайда:

А.Блок наиболее ярко выразил идеи младших символистов: художник должен стремиться к интуитивному познанию «высшей реальности», идеального потустороннего мира. У поэта много стихов, явно ориентированных на идеи В. Соловьёва, особенно касающиеся темы Вечной Женственности. А. Блок

№ слайда 28 Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934) А. Белый - теоретик «младосимв
Описание слайда:

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934) А. Белый - теоретик «младосимволистов». Организует литературный кружок «Аргонавты». В статье «О религиозных переживаниях» (1903г.) утверждал «взаимное соприкосновение искусства и религии», стремление «приблизиться к Мировой Душе»: Солнцем сердце зажжено. Солнце – к вечному стремительность. Солнце – вечное окно В золотую ослепительность. Роза в золоте кудрей. Роза нежно колыхается. В розах золото лучей Красным жаром разливается. В сердце бедном много зла Сожжено и перемолото. Наши души – зеркала, Отражающие золото. «Серебряный Колодезь» 1903

№ слайда 29 Роль символизма в литературе: - символизм обогатил русскую поэтическую культуру
Описание слайда:

Роль символизма в литературе: - символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий; - символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов; - поэзия символизма необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями.

№ слайда 30 Вывод: Главное, символизм пытался создать новую философию культуры, выработать н
Описание слайда:

Вывод: Главное, символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом. Утро (и-е-а-о-у) Над долИной мглИстой в выси сИней ЧИстый-чИстый серебрИстый Иней. Над долИной, - как излИвы лИлий Как излИвы лебедИных крылИй. ЗеленЕют зЕмли перелЕском. СнЕжный мЕсяц блЕдным, лЕтним блЕском. В нЕжном нЕбе нЕхотя юнЕет. ХрусталЕя, нЕбо зеленЕет. ВстАвших глАв блистАющАя стАя ОстывАет, в дАли улетАя… СиневА ночнАя, - тАм, нАд нАми, СиневА ночнАя дАвит снАми! А. Белый

№ слайда 31 Домашнее задание Ст. стр. 185-208 Наизусть отрывок из цикла «На поле Куликовом»
Описание слайда:

Домашнее задание Ст. стр. 185-208 Наизусть отрывок из цикла «На поле Куликовом» Мини-сочинение на тему: «Образ России в поэзии А. Блока»

№ слайда 32 Источники Журнал «Литература в школе» №3, 2002 год, стр.30 – 32 Золотарёва И.В.,
Описание слайда:

Источники Журнал «Литература в школе» №3, 2002 год, стр.30 – 32 Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009 Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс, 2008 Русская литература XX века. Учебное пособие для 11 класса ср. школы, - М., 1993 Т.В. Торкунова, Л.Ю. Алиева, Н.Н. Бабина, О.Б. Черненькова «Готовимся к экзамену по литературе», - М., «Айрис» - 2004 http://www.erudition.ru/referat/printref/id.55954_1.html http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://yandex.ru/clck/redir/ http://www.vlasta-tula.ru/articles/simvolizm_v_jivopisi.htm Все фото и иллюстрации с сайта: http://images.yandex.ru/

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru