Презентация урока на тему: «Символизм – литературное направление» 11 класс Учитель русского языка и литературы: Шубунова В. И. Санкт-Петербург 2015 г.
Цель урока: познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения символизма; раскрыть историю происхождения понятия «символизм», его содержание, основные группы; показать значение символизма для развития русской литературы XX века.
Словарь: Символ - от греч.symbolon- «знак, примета» А. Блок: « Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль есть?» В. Брюсов: « Создание искусства – приотворённые двери в вечность» Ф. Сологуб: «Символ – окно в бесконечность»
Русский символизм Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Зародился в 60 – 70-е гг. XIX века во Франции В России получил распространение в 80 – 90-е гг. XIX века
Словарь: СИМВОЛ - то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого (голубь –символ мира, якорь – символ надежды…); многозначное иносказание. - содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов («Символ – окно в бесконечность». Ф. Сологуб) - в сжатом виде отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности.
Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона до Ф. Ницше и В. Соловьёва Платон Ф. Ницше В. Соловьёв
Истоки символизма Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал: «Символическая поэзия - враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма - не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти…» Жан Мореас
К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. В России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность, а в декадентстве - безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Вот известная эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов: Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах, А шершаво-декадентные Вирши — в вянущих ушах. Словарь: Декаданс (от лат. «упадок») – тип сознания, характеризующийся настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.
Истоки символизма Многие художественные открытия и философские идеи символизма были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком В. Соловьёвым (1853 – 1900). Он верил в спасительную миссию Красоты; посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство; облик «всеединства» - мистический образ Души Мира; Вечная Женственность – объект платонического культа и любования. В. Соловьёв (1853 – 1900)
Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900 гг.) Русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик, стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий - Только отклик искажённый Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете?
Символизм в музыке Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист. В его творчестве воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от одухотворенно-идеальных, утонченных до экспрессивно-героических. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму «Прометей» партию света. «Божественная поэма» (3-я симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907) для оркестра; 10 сонат. А.Н. Скрябин (1871 – 1915) Профессор Московской консерватории (1898-1904)
Символизм в изобразительном искусстве Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Напряженная, яркая, какая-то почти мозаичная живопись Врубеля монументальна, эпична, исполнена острым трагическим противоречием между реальностью и фантазией художника. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга.. Это одна из многих загадок художника, стремившегося постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски.
Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Это загадка художника, стремившегося постичь мир эстетически и нравственно-философски. М. Врубель «Демон» «Демон поверженный»
М. Врубель «Демон и жемчужина» «Царевна-Лебедь»
Схема русского символизма
Предпосылки Философия Ницше, В.Соловьёва Модернизм в европейском искусстве Возрождение старых художественных систем (античность, средневековье)
Теоретическое самоопределение 1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» 1894 год – три сборника «Русские символисты», ведущим автором которых был В. Брюсов
Особенности русского символизма: повышенное внимание к проблеме личности и истории, ко внутреннему миру личности; героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа веков; сочетание противоречивых тенденций; многочисленные открытия в поэтике (обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, т.д.); идея самоценности искусства, ухода от социальных задач; искусство – чисто художественное явление.
Основное свойство искусства - - освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия В основе эстетики - - символ (он должен заменить конкретный образ). Считалось, что символ связывает земное с миром иным, духовным
Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг. XIX века: Петербургское крыло: Д. Мережковский З. Гиппиус Н. Минский Московское крыло: К. Бальмонт В. Брюсов Ф. Сологуб Символизм как философско-эстетическое течение Символизм как чисто литературное явление
Поколение символистов петербургского крыла: Д. Мережковский Н. Минский Старшие символисты петербургского крыла считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека и иррациональных предчувствий.
З. Гиппиус НАДПИСЬ НА КНИГЕ: Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю… Я все уединенное, Неявное люблю. Я — раб моих таинственных, Необычайных снов… Но для речей единственных Не знаю здешних слов… З. Гиппиус (1896)
Поколение символистов московского крыла К. Бальмонт Ф. Сологуб Старшие символисты московского крыла проповедовали «искусство для искусства». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов стихосложения.
В. Брюсов Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. В. Брюсов 1 марта1895
Младшее поколение символистов на рубеже XIX – ХХ веков: В. Иванов, А. Белый А. Блок, И. Анненский «Апокалиптические» настроения парадоксально сочетаются с верой в приход «царства Софии» - эпохи вечной мудрости. Значение имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни. Реальный мир второстепенен, но несёт в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей. Творчество и жизнь понимали как элемент грандиозного художественного произведения, космического процесса.
Младосимволисты Метафоричность их поэзии порой настолько сильна, что слова нередко теряют свой первоначальный смысл, так как нарушается их привычная сочетаемость: «…Она была живой костёр Из снега и вина…» (А.Блок) В. Иванов И. Анненский А. Белый
А.Блок наиболее ярко выразил идеи младших символистов: художник должен стремиться к интуитивному познанию «высшей реальности», идеального потустороннего мира. У поэта много стихов, явно ориентированных на идеи В. Соловьёва, особенно касающиеся темы Вечной Женственности. А. Блок
Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934) А. Белый - теоретик «младосимволистов». Организует литературный кружок «Аргонавты». В статье «О религиозных переживаниях» (1903г.) утверждал «взаимное соприкосновение искусства и религии», стремление «приблизиться к Мировой Душе»: Солнцем сердце зажжено. Солнце – к вечному стремительность. Солнце – вечное окно В золотую ослепительность. Роза в золоте кудрей. Роза нежно колыхается. В розах золото лучей Красным жаром разливается. В сердце бедном много зла Сожжено и перемолото. Наши души – зеркала, Отражающие золото. «Серебряный Колодезь» 1903
Роль символизма в литературе: - символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий; - символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов; - поэзия символизма необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями.
Вывод: Главное, символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом. Утро (и-е-а-о-у) Над долИной мглИстой в выси сИней ЧИстый-чИстый серебрИстый Иней. Над долИной, - как излИвы лИлий Как излИвы лебедИных крылИй. ЗеленЕют зЕмли перелЕском. СнЕжный мЕсяц блЕдным, лЕтним блЕском. В нЕжном нЕбе нЕхотя юнЕет. ХрусталЕя, нЕбо зеленЕет. ВстАвших глАв блистАющАя стАя ОстывАет, в дАли улетАя… СиневА ночнАя, - тАм, нАд нАми, СиневА ночнАя дАвит снАми! А. Белый
Домашнее задание Ст. стр. 185-208 Наизусть отрывок из цикла «На поле Куликовом» Мини-сочинение на тему: «Образ России в поэзии А. Блока»
Источники Журнал «Литература в школе» №3, 2002 год, стр.30 – 32 Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009 Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс, 2008 Русская литература XX века. Учебное пособие для 11 класса ср. школы, - М., 1993 Т.В. Торкунова, Л.Ю. Алиева, Н.Н. Бабина, О.Б. Черненькова «Готовимся к экзамену по литературе», - М., «Айрис» - 2004 http://www.erudition.ru/referat/printref/id.55954_1.html http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://yandex.ru/clck/redir/ http://www.vlasta-tula.ru/articles/simvolizm_v_jivopisi.htm Все фото и иллюстрации с сайта: http://images.yandex.ru/