Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ КСОШ №2 Завгородняя А.Ю.
Аркадий Александрович Пла стов (1893 — 1972) — советский живописец, педагог, профессор. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1962). ЛауреатЛенинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946).
Почему художник изображает на первом плане картины детей?
(Художник изображает на первом плане картины детей, чтобы выразить знакомое каждому человеку непосредственное детское восприятие первого снега – светлую, не омрачаемую ничем радость, восхищение красотой преображённой за ночь земли, свежестью чистого воздуха, в котором кружатся пушистые снежинки, восторженное изумление от созерцания свершающегося на глазах волшебства, предвкушение весёлых зимних игр. Первый снег – это праздник, это радостное событие в жизни детей, которых ждёт множество увлекательных занятий. Любуясь картиной, мы невольно смотрим на происходящее в природе глазами детей, и нам передаётся светлое ощущение праздника, чувство восхищения великолепием украшенной и обновлённой земли.)
1. Попробуйте представить, что происходило за несколько минут до того момента, в который дети изображены на картине?
(Наверное, мальчик – младший брат девочки – вышел во двор и, увидев вместо вчерашней слякоти первозданную чистоту снега, укрывшего всё вокруг белоснежным ковром, бросился в избу, чтобы первым сообщить сестре о радостном событии и позвать её полюбоваться ослепительной красотой зимы и разделить его восторг. Услышав о том, что выпал первый снег, девочка сунула ноги в первые попавшиеся валенки и, не тратя время на одевание, на ходу накинув на плечи платок, выбежала на крыльцо.)
2. Подберите и запишите слова (существительные, прилагательные, глаголы, причастия) и словосочетания, которые можно использовать для описания поведения, настроения детей и переживаемых ими чувств.
(существительные, прилагательные, глаголы, причастия) и словосочетания, которые можно использовать для описания поведения, настроения детей и переживаемых ими чувств. (Радость, восторг, ликование, очарование, изумление, восхищение, любопытство; любуются падающим снегом, восхищаются ослепительной красотой, подставляет лицо пушистым снежинкам, замерли в немом восторге, не может оторвать глаз от кружащихся в воздухе снежинок, очарованы красотой порхающих снежинок и т. д.)
3. Назовите и запишите эпитеты, определения (нераспространённые и распространённые) и сравнения, которые возникают в мыслях, когда вы слышите сочетание первый снег.
(Чистый, белоснежный, нетронутый, сияющий белизной, пушистый, невесомый, мягкий, как пуховое покрывало, бесшумно опускающийся на землю, укрывающий землю белой шалью, одевающий тёмную землю белоснежным нарядом, рождающий ощущение праздника, украшающий ветви деревьев блестящей бахромой и т. п.)
4. Какие цвета преобладают в картине?
(В картине преобладают светлые тона: белый, розоватый, светло-коричневый. Розоватые тени – на небе, на снегу -- согревают зимний пейзаж, помогают ярче ощутить красоту природы, почувствовать праздничное настроение.)
5. Прочитать задание 3 в упражнении 395 и задать вопросы, ответы на которые помогут справиться с домашним заданием.
Примерный план сочинения: 1. Пейзаж на картине А.А. Пластова «Первый снег». 2. Радость детей. 3. Настроение, которым проникнута картина (или впечатления от картины).
Домашнее задание: Упр 395(3)