Толстой – это великий урок. Своим творчеством он учит нас, что красота возникает живою и совершенною из правды. Анатоль Франс (1828 – 1910).
Художник, мыслитель, Человек. Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии в аристократической дворянской семье. «Матери своей я совершенно не помню. Мне было 1,5 года, когда она скончалась. …Она была нехороша собой, но хорошо образована для своего времени. Она знала…четыре языка…, хорошо играла на фортепиано, и … была большая мастерица рассказывать сказки» «Отец был среднего роста, хорошо сложенный, живой сангвиник, с приятным лицом и всегда грустными глазами. Отец никогда ни перед кем не унижался, не изменял своего бойкого, веселого и часто насмешливого тона. И это чувство собственного достоинства, которое я видел в нем, увеличивало мою любовь, мое восхищение перед ним» Мать – княжна Мария Николаевна Волконская (1790-1830) Отец – граф Николай Ильич Толстой (1795-1837)
Род Толстых Первые летописные упоминания о роде Толстых относятся к XVI веку. Петр Андреевич, первый из рода Толстых получивший титул графа, был соратником Петра I Толстые были в родстве с семьями прославленных деятелей русской истории и культуры: Пушкиным А.С., П.Я. Чаадаевым, декабристами С.Г. Волконским, С.П. Трубецким, А.И. Одоевским
Детство После смерти отца (1837 г.) воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».
Отрочество и юность Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. Два с половиной года он готовился к поступлению в университет. Решив стать дипломатом, Толстой держал экзамены на восточное отделение.
В Казани Он успешно выдержал экзамены по истории, географии, математике, статистике, русской словесности, логике, английскому, французскому, немецкому, латинскому, арабскому, турецкому и татарскому языкам и поступил в Казанский университет(1844 год) на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года. Занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну
Из дневника Л.Н. Толстого Какая будет цель моей жизни в деревне в продолжение 2 лет? - 1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в Университете. 2) Изучить практи-ческую медицину и часть теоретической. 3) Изу-чить языки: Французский, Русский, Немецкий, Английской, Итальянской, Латинской. 4) Изучить Сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить Историю, Географию и Статистику. 6) Изучить Математику, Гимнази-ческий курс. 7) Написать диссертацию. 8) Достиг-нуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9) Написать правила. 10) Получить некоторые познания в Естественных науках. 11)Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать. 1847г.
"Бурная жизнь юношеского периода". Осенью 1847 года Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали "самым пустяшным малым", а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя.
Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.
Кавказ В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Лев Николаевич Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу).
Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852-1863). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912 году)
На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 году под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество", 1852-1854, и "Юность", 1855-1857, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.
Крымская кампания В 1854 Лев Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в том числе издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов». В это время Толстой напишет: «Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России»
Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" - "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической".
В кругу литераторов В ноябре 1855, после войны, Л.Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» в который входили Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.Н. Островский, И.А. Гончаров и другие. Л.Н.Тостого встретили как «великую надежду русской литературы» Однако в журнале Л.Н. Толстой работает недолго, и уже в 1856 году уезжает в Ясную поляну , а затем отправляется в поездку за границу.
Открытие школы В 1859 Лев Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны. Это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В начале 1870-х гг. им были составлены «Азбука» и «Новая Азбука» для обучения детей грамоте.
Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей, с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, который испытывал бы при виде тонущих людей… Я хочу образования для народа…, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных,… Ломоносовых. А они кишат в каждой школе. Л. Толстой- А. А. Толстой. Декабрь 1874 года Л.Н. Толстой открыл 26 народных школ, где обучалось 9 000 ребят.
В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где предался семейной жизни и хозяйственным заботам. Женитьба
«Война и мир» (1863 – 1869) Однако уже с осени 1863 года он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый год". Толстой читал воспоминания и переписку людей Александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена), и лишь в начале 1865 года напечатал в "Русском вестнике" первую часть "Войны и мира".
"Анна Каренина" (1873-1877). В 1870-е годы, живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества. "Мысль семейная" (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло.
Перелом (1880-е годы). "Смерть Ивана Ильича" (1884-1886), "Крейцерова соната" (1887-1889, опубликована в России в 1891 году), "Отец Сергий" (1890-1898, опубликована в 1912 году), драме "Живой труп" (1900, не завершена, опубликована в 1911 году), в рассказе "После бала" (1903, опубликован в 1911 году). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации.
Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого "Исследование догматического богословия" (1879-1880), "Соединение и перевод четырех Евангелий" (1880-1881), "В чем моя вера" (1884), "Царство Божие внутри вас" (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям.
Отлучение от церкви В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 году последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.
"Воскресение" (1889-1899). Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру.
Уход и смерть. Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены).
Поздней осенью 1910 года, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.
Музей- усадьба Ясная Поляна Ясная Поляна Могила Толстого
О творчестве Л.Н.Толстого Много лет звучал суровый и правдивый голос, обличавший всех и всё; он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вся остальная наша литература. Историческое значение работы Толстого…- итог всего пережитого русским обществом за весь 19 век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного ГЕНИЕМ… М. Горький