Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.
Александр Михайлович Гликберг - Однажды он открыл секрет своего псевдонима: "Нас было двое в семье с именем Александр (В семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша ). Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей "литературы" что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем".
Псевдоним – это…Вымышленное творческое имя писателя, поэта, художника, музыканта и других представителей творческих профессий
Саша Черный.Родился в 1880 г. в Одессе, умер 1923 году во Франции. Раннее детство он провел в г. Белая Церковь. Отмечаемая современниками замкнутость и нелюдимость Чёрного во многом сформировалась под влиянием тяжелой обстановки в семье (деспотичный отец и больная истеричная мать).
Саша Черный.В 15 лет бежал из дома, учился в гимназии в Петербурге, однако был отчислен за неуспеваемость. К этому времени лишился родительской помощи. Мальчик бедствовал, пока история не получила огласку, после чего в 1898 г. его взял на воспитание председатель крестьянского присутствия в Житомире К.К. Роше. Из Житомирской гимназии Чёрный был вновь исключен «без права поступления» за столкновение с директором. Начал печататься с 1904 г. в житомирской газете "Волынский вестник".
Саша Черный.В 1905 г. переехал в Петербург. Начал сотрудничать в сатирическом журнале "Зритель", имевшем антиправительственную направленность. 27 ноября 1905 г. в № 23 дебютировал стихотворением "Чепуха" (под псевдонимом Саша Чёрный), в котором сатирически изображалась правящая верхушка, включая царскую фамилию. Этот номер был конфискован, а журнал вскоре был закрыт.
Саша Черный.В 1906 г. Чёрный выпустил первый сборник стихов "Разные мотивы", в который вошли гражданские произведения. Сборник был арестован, автор привлечен к суду за политическую сатиру, однако судебное разбирательств состоялось лишь в 1908 г., так как в 1906 г. Чёрный выехал за границу.
Саша Черный.В 1912 - 1914 гг. Чёрный пробует себя в разнообразных новых жанрах: переводит Гейне, пишет рассказы, активно выступает как детский писатель.
Саша Черный.В августе 1914 года ушёл на фронт. В качестве вольноопределяющегося был зачислен в 13-й полевой госпиталь в Варшаве. В 1917 . служил в Пскове, где после февральской революции был назначен заместителем народного комиссара. Однако Октябрьской революции не принял. В 1918 - 1920 гг. жил в Вильно и Каунасе, затем эмигрировал в Берлин. В эмиграции выступал по преимуществу как детский писатель.
Саша Черный.В 1932 году Чёрный поселился в Провансе, на юге Франции.5 августа, возвращаясь домой от соседа, поэт услышал крик "Пожар!" и сразу же устремился к месту несчастья. С его помощью пожар быстро потушили, но дома он почувствовал себя плохо и через несколько часов, после сильного сердечного припадка, скончался.
Тестовые вопросы по биографии и творчеству С.Чёрного. - Год рождения: а) 1880; б) 1882; в)1793; г)1890.- Место рождения: а) Москва; б) Петербург; в) Одесса; г) Житомир.- В каком году дебютировал: а) 1910; б) 1905; в) 1893; г) 1900.- Чем не занимался Саша Черный: а) переводы; б) написание стихов; в) составление словаря; г) написание детских рассказов.- Где активно стал проявлять себя как детский писатель: а) Прованс; б) Петербург; в) Берлин; г) Каунас.- Настоящее имя писателя: а) Алексей Максимович Пешков; б) Александр Михайлович Гликберг; в) Игорь Васильевич Лотарев; г) Александр Степанович Гриневский.
Рассказ "Кавказский пленник". Где происходит действие?Какое время года изображено?Как автор изображает радость и веселье, царившие в жизни природы и в жизни города?Перечитайте описание обстановки дома, где жили девочки. Чем отличалось убранство комнат?
Рассказ "Кавказский пленник".Описание интерьера в произведениях даётся для того, чтобы передать реалии того времени, о котором идёт повествование, кроме того, с помощью интерьера передаётся характер в жизни героя, даётся информация о самом герое. Особую роль при описании интерьера играет деталь.
Рассказ "Кавказский пленник".Как и почему выглядели девочки?Какое впечатление на девочек оказал рассказ "Кавказский пленник "?Как решили поиграть девочки?
Найдите в тексте рассказа «Кавказский пленник» и зачитайте: Описание обстановки дома, где жили девочки;Описание внешнего вида девочек;Описание природы.
Рассказ "Кавказский пленник".Выразительным чтением по ролям. Стр. 166-169 - эпизод игры.
Рассказ "Кавказский пленник".Что изменили девочки в сюжете рассказа? Почему?- Как автор подчёркивает исключительное миролюбие игры детей?Объясните заключительные строки рассказа?Можно ли назвать рассказ юмористическим? Почему?
Юмор в рассказе.Юмор – изображение героев в смешном виде. Юмор – смех веселый и доброжелательный. Докажите, что данный рассказ юмористический.
Сочинение-миниатюра.Мои любимые игры в детстве.
Творческое домашнее задание Составьте кроссворд по рассказу "Кавказский пленник".
Рассказ Саши Черного "Игорь-Робинзон"
"Игорь-Робинзон"Понравился ли вам рассказ?Что показалось интересным?Почему рассказ называется “Игорь – Робинзон”?
Составим схему:1. Кто главный герой рассказа?2. Почему он решил идти на пруд? Как это его характеризует?3. В какую игру он играет?4. Какие детали на это указывают?5. Как вы думаете, откуда он знает, что должно быть у адмирала?6. Чем закончилась эта игра?7. Как ведёт себя Игорь?8. Что делает Игорь на острове? (Пересказать и прокомментировать)
Составим схему:1. Когда осматривает владения, что он себе представляет? (зачитать)Игорь Игра в адмирала около пруда.Лодку унесло от берега и прибило к острову.
Составим схему:2. Когда зовёт на помощь, что при этом слышит?3. Когда задумывается о ночлеге, на что при этом обращает внимание?
4. Когда придумывает варианты спасения, реальны ли они или игровые?5. Почему автор подчёркивает, что глаза были заплаканные?6. Как спасается Игорь? Перескажите от 1-го лица.7. Как заканчивается рассказ? 8. Вспомните, почему взрослые не взяли Игоря с собой? Правы ли были взрослые?
Сопоставление образов Игоря и Васютки из рассказа “Васюткино озеро”?Что объединяет этих героев?2. Как ведут себя герои, оказавшись в затруднительном положении? Какие качества своего характера проявляют?3. Кому было труднее? 4. Почему?5. Сколько времени провёл на острове Игорь, а сколько Васютка в тайге?6. Откуда черпает свои знания Игорь, а откуда Васютка?7. Как спасается Игорь, а как Васютка?
Непоседливость, любознательность, наблюдательность, страх и отчаяние, желание спастись, способность к размышлениям, связь с природой, знания.
Вывод: Серьёзно ли автор называет своего героя Робинзоном?Кого можно назвать настоящим Робинзоном?Какова основная идея этого рассказа?
Какие пословицы передают основную идею рассказа? На бога надейся, а сам не плошай.С книгой жить – век не тужить.Воля и труд дивные всходы дают.Где хотенье, там и уменье.Терпенье и труд всё перетрут.Бояться несчастья и счастья не видать.Важна смелость, да нужна и умелость.Кто идёт вперёд, того страх не берёт.Кто мечтает о победе, тот не думает о страхе.Кто смел, то и цел.Под лежачий камень вода не течёт.Кто не рискует, тот не выигрывает.Кто хочет, тот и может.
Домашнее задание:написать Памятку о том, какие правила надо соблюдать, когда попадаешь в экстремальную ситуацию