ГБОУ лицей 1547Ритм в рассказе М.А.Шолохова«Судьба человека» Проектная работаученицы 10 класса «В»Гадий Людмилы
Ритм в речи — это не что иное, как регулярное чередование однотипных явлений, которое создается и за счет чередования :ударных и безударных слогов . Упорядоченность междуударных интервалов – составляет слоговую характеристику;тактов во фразе и составляет вторую характеристику ритмичности текста — фразовую; восходящего, ровного и нисходящего тона. Отклонение от этой равномерности и составляет третью (интонационную) ритмическую характеристику.
Андрей Соколов Нравственно сильныйДуховно стойкийЦельный, волевойОлицетворение русского национального характера Прощание с семьейУ комендантаОсознание личной трагедии (известие о смерти семьи)Известие о гибели сына АнатолияВстреча Ванюши с Андреем Соколовым
Прощание с семьей Зло меня тут взяло!Силой я разнял ее рукиИ легонько толкнул в плечи.Толкнул вроде легонько,А сила то у меня!Была дурачья;Она попятилась,Шага три ступнула назадИ опять ко мне идетМелкими шажками,Руки протягивает,А я кричу ей:«Да разве же так прощаются?Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!» С=6:44=0,14К=2:13=0,15И=7:13=0,5
У коменданта Я было из его рук стакан взял,И закуску,Но как только услыхал эти слова, - Меня будто огнем обожгло!Думаю про себя:«Чтобы я, Русский солдат,Да стал питьЗа победу немецкого оружия?!А кое-чего ты не хочешь,Герр комендант?Один черт мне умирать,Так провались ты пропадомСо своей водкой!» В _ / _ _ _ / / _ / / Н _ _ / _В _ / / _ _ _ / / _ _ /Н _ / / _ _ / _ _ /Н / _ _ / _ /В / _ / В / _ _ /В / / / В _ _ / _ _ / _ _ _ / _ _ В _ / _ _ / / _ / _ Р _ _ _ / Н _ / / _ _ _ / Н _ _ _ / / / _ _Н _ _ / / _ С=12:41=0,3К=8:13=0,6И=6:13=0,5
Осознание личной трагедии Была семья,Свой дом,Все этоЛепилось годами,И все рухнуло в единый миг,Остался я один.Думаю:«Да уж не приснилась ли мнеМоя нескладная жизнь?»А ведь в пленуЯ почти каждую ночь,Про себя, конечно,И с Ириной,И с детишками разговаривал,Подбадривал их,Дескать, я вернусь,Мои родные,Не горюйте обо мне,Я крепкий,Я выживу,И опять мы будем все вместе…Значит,Я два года с мертвыми разговаривал?! Н _ / _ /Н / / В / _ Н _ / _ _ / _ Н _ / / _ _ _ / _ /Н _ / _ / _ / Н / _ _В _ / _ _ / _ _ / Р _ / _ / _ _ /В _ / _ / Н / _ / / _ _ /Н _ _ / _ / _ Н _ _ / _Н _ _ / _ _ _ _ / _ _ Н _ / _ _ _ Н / _ _ _ /Р _ / _ / _Н _ _ / _ / _ / Н / / _Н / / _ _ Н _ _ / / / _ / / _Р / _В / / / _ / _ _ _ _ / _ _ С=10:56=0,2К=3:22=0,14И=12:22=0,54
Известие о гибели сына Анатолия Качнулся я,Но на ногах устоял.Теперь и тоКак сквозь сон вспоминаю,Как ехал вместе с подполковникомНа большой машине,Как пробиралисьПо заваленным обломками улицам.Туманно помню солдатский стройИ обитый красным бархатом гроб. В _ / _ _ Н _ _ _ / _ /В _ / _ /Н _ _ / _ _ / _Н _ / _ _ / _ _ / _ _ Н _ _ / _ / _ /В _ _ _ / _ Н _ _ / _ _ _ / _ _ / _ _ Н _ / _ / _ _ / _ /Н _ _ / _ / _ / _ _ / С=1:23=0,04К=2:9=0,2И=3:9=0,3
Встреча Вани с отцом Папкародненький!Я знал!Я знал,что ты меня найдешь!Все равно найдешь!Я так долго ждалкогда ты меня найдешь!Прижался ко мнеи весь дрожит,Будто травинка перед ветром.А у меня в глазахТуман,И тожеВсего дрожь бьет,И руки трясутся. В /_В /_ _Н _ /Н _ /Н _ _ _ / _ /Р / _ / _ /Н _ / / _ /Н _ / / _ / _ /В _ / _ _ Н _ / _ /Н / _ _ / _ / _ / _В _ _ _ / _ /Н _ /Н _ / _Н _ / / /Н _ / _ _ / _ С=0,2К=0,06И=0,5
Сравнительная характеристика ритмических показателей в рассказе «Судьба человека» Рейтинг самых нестабильных в ритмическом отношении эпизодов
Выводы В выбранных для анализа эпизодах мы наблюдали ритмические показатели, свидетельствующие о высокой эмоциональной напряженности героя. Чем эмоциональнее проявляет себя герой эпизода, тем больше отклоняется от идеальных показателей ритм произведения.Автор мастерски усложняет ритмический рисунок именно тогда, когда реагирует на изменение эмоционального состояния героев, и сопереживает им, что отражается в ритмических показателях. 4. Благодаря умелому использованию варьирования ритмом, создается сложный механизм эстетического воздействия на читателя. Наблюдение за ритмикой прозаического текста помогает исследователю не только проникнуть в глубины подтекстовой информации, но и приблизиться к герменевтической проблеме – «разгадке утаиваемого».