город Курск 2008 Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 7 имени А.С. Пушкина» Урок литературы по комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» 8 класс Учитель Шумакова Г.И. 5klass.net
… - основа развития комедийного действия в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»
Михаил Семенович Щепкин – первый исполнитель роли городничего в Москве 1836 год
Цели урока: Обучающая: прививать интерес к русской классической литературе, раскрыть художественные особенности пьесы, определив, что является основой комедийного действия; показать злободневность пьесы, недостатки и проблемы, поднятые автором в пьесе, связать их с художественными образами. Развивающая: развивать аналитические умения и навыки обучающихся, расширять знания о драматургии, проследить связь литературы и живописи. Воспитывающая: формировать положительные нравственные ориентации.
«Пейзаж» города N…“хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”
«…чем больше ломки, тем больше деятельности градоправителя».
« Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие...»
«Грешен, во многом грешен, но… по неопытности…» *** «Бывали трудные случаи в жизни, сходили, ещё даже и спасибо получал; авось Бог вынесет и теперь…”
Обсуждение письма
Проверочная работа Кто первый предложил “подсунуть” ревизору? Кто первым идет на приём к Хлестакову? Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостаивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”?
Проверь себя: Земляника Ляпкин-Тяпкин Хлопов Земляника Хлестаков Осип Хлестаков Хлестаков Городничий Городничий
Оцени свой ответ: Количество правильных ответов: Отметка: 10 - 9 «5» 8 - 7 «4» 6 - 5 «3»
«Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит эдак по комнате, и в лице эдакое рассуждение… физиономия…поступки...» *** “О! Я шутить не люблю. Я или всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится!... Я везде, везде!» *** Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения.
Имя: Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин Род занятий: судья Чин: коллежский асессор «Вольнодумец», прочитавший пять или шесть книг(!). Не скрывает своего пристрастия к охоте и собакам. Не стесняется говорить о взятках «борзыми щенками», полагая, что «грешки грешкам рознь». Да и суд – такое завидное место, которому «покровительствует сам Бог».
Имя: Иван Кузьмич Шпекин Род занятий: почтмейстер Чин: надворный советник Простодушный до наивности человек. «… нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмецо…, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать…» - «Этому не учите, это я делаю… больше из любопытства»…
Имя: Лука Лукич Хлопов Род занятий: смотритель училищ Чин: титулярный советник Запуганный насмерть чиновник, находящийся под неусыпным надзором властей. Боится всего, поскольку «всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».
Имя: Артемий Филиппович Земляника. Род занятий: попечитель богоугодных заведений Чин: надворный советник. Соединяет в своем характере практически несоединимое: толстый и неповоротливый, но при этом услужливый и суетливый. Проныра и плут, абсолютно не занимающийся делами попечительства.
Имя: Петр Иванович Добчинский Петр Иванович Бобчинский Род занятий: городские помещики. Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга. - «Чрезвычайное происшествие!» - «Неожиданное известие!» *** - «Э! – сказали мы с Петром Ивановичем. - … А вот он-то и есть этот чиновник .»
Имя: Анна Андреевна – жена городничего «провинциальная кокетка, … воспитанная на романах и альбомах. Очень любопытна…» Имя: Марья Антоновна – дочь городничего Художник П. Боклевский
В Ы В О Д : Хлестаков не ведет игру с окружающими и, следовательно, не ведет действие. «Это около него обращаются все прочие лица, как планеты около солнца». А ведет героя действие, в основе которого лежит страх.
«Ревизор» – это целое море страха. Ю.Манн
Картина К.П.Брюллова «Последний день Помпеи» - большое историческое полотно. Катастрофа, разразившаяся над Помпеей много веков тому назад, - трагедия людей, погибших во время извержения вулкана. Тревожный огненный колорит картины создаёт общее чувство трагедии, а отдельные сцены, группы людей выражают главную мысль картины —поведение людей перед гибелью. Ярко-красный цвет неба постепенно темнеет и переходит в совсем тёмный цвет неба, мостовой, одежды… Художник показал народ, его переживания, ужас перед неминуемой смертью.
В.В. Парашечкин. Губернский Курск.
Сюжет живописной картины Владимира Парашечкина посвящен пребыванию царствен-ных русских особ в Курске. В верхней части полотна изображена дореволюционная панорама центральной части Курска с устремленными в небо высокими колокольнями храмов, пожарными каланчами, шпилями католических церквей. Город уже обласкан утренними лучами солнца,очень оживлен по случаю прибытия императора Александра II. На Красной площади застыли зеленые каре войск, а у стен кафедрального Знаменского собора, около праздничной толпы горожан стоит император с губернатором Владимиром Ивановичем Деном. Городской голова, одетый в прекрасный купеческий сюртук-сибирку, подносит царю хлеб-соль. Позади императора застыла фигура генерал-фельдмаршала Александра Ивановича Барятинского на фоне нарядной царской свиты. Нижняя часть картины - это эпизоды посещения Курска российскими императорами. На крайнем из них (слева) Александр I, скачущего на Старо-Преображенской площади (у перекрестка нынешних улиц Красной Армии и Гайдара) вблизи исчезнувшего с карты города старинного храма. Правее - у Херсонских ворот император Николай I стоит в окружении военной свиты. Центральное место занимает сюжет посещения древнего города первой царской особой - императрицей Екатериной Великой. Она вместе с графом И.И. Шуваловым проследовала мимо Херсонских шпилей и остановилась у Триумфальных ворот. Четвертый сюжет запечатлел императора Николая II, приезжавшего в Курск в 1902 году на большие военные маневры. Правый сюжет посвящен императору Александру III . Он ни разу не посетил центр города, но останавливался на железнодорожной станции "Курск-1". Таким он и воспроизведен на перроне Ямского вокзала. Удивительная по зрелищности живописная картина написана яркими, жизнерадостными красками. Мозаику городских видов объединена в замечательную панораму, открывшуюся с колокольни собора мужского монастыря.
Сюжеты полотен Владимира Парашечкина изумительно передают дух старого Курска. В каждой картине Владимира Вячеславовича чувствуется своё неповторимое настроение, и даже в его «холодных» зимних пейзажах теплится доброта и святость.
Домашнее задание: 1. Какую сцену в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор» помогла создать картина К. Брюллова “Последний день Помпеи?” 2. Сочинение-миниатюра на тему : «Что произойдет в уездном городе с приездом настоящего ревизора?» 3. Перечитать 5 действие. Ответить на вопросы после текста (стр.277). Желаю творческих успехов!