5klass.net
Беспомощность, страх и бессилие перед природными стихиями заставляло людей придумывать мистические образы, которые объясняли бы эти явления. Эти сверхъестественные силы использовались в фольклоре, а затем авторы применяли их в своих произведениях для воплощения своего бунтарского духа. Нечистая сила выступает в разных образах. Эти силы охватывают широкое пространство, обладают большой мощью. У Фёдорова действия Лешего проказничаньем по сравнению с возможностями героев Байрона. У Пушкина эти образы средней силы. В «Лешем» дядя Хведер обеспокоен своей судьбой, единственное его желание – живым вернуться домой. В «Бесах» ямщика сильно напуган действием бесов, он боится продолжить путь. У Байрона полёт фантазии выше, нечистая сила многолика, разнообразна.
Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин-дин… Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин!...
А.С. Пушкин ( 1799 – 1837) История была неотъемлемой частью жизни и творчества поэта. Пушкину органически присущ историзм, включающий память его собственных предков., прошлое народа, место и роль России в мировой цивилизации и раздумья о её будущем. Пушкина интересовали важнейшие проблемы истории: народные движения, историческая роль царей, трагизм столкновения государственного и личного начал в истории.
«Бесы» Стихотворение "Бесы" А. С. Пушкина явилось результатом трагических коллизий в духовной и творческой жизни поэта. Этим стихотворением, написанным 6 сентября 1830 года, одним из самых мрачных среди всей лирики Пушкина, начиналась первая Болдинская осень - три месяца, почти неправдоподобные по размаху вдохновения и творческим результатам. "Скажу тебе (за тайну), - отмечал поэт в письме П.А.Плетневу 9 декабря 1830 года, - что я в Болдине писал, как давно уже не писал..." . Когда находила на него такая дрянь, - так Пушкин назвал вдохновение, - то он запирался в своей комнате и писал.. до петухов, нечисть, по народным поверьям, исчезает, когда запоют петухи,
Перед нами - ярчайшая картина творческой деятельности поэта, но как она создается! "Какой-то демон" контролирует мысли и чувства поэта, вдохновенье поэт называет недугом, под "дивное шептанье" демона у него рождаются стихи. "Бесы" имеют сюжет, развитие которого как бы делит рассказ о путешествии на три части. В первой, относительно спокойной, смысловое ударение падает на слова "еду, еду". Во второй части возникают и осложняют движение кибитки препятствия, бытовой рассказ о зимнем путешествии приобретает философский, символический смысл, усиливается тревога. Кульминацией рассказа здесь является: "Кони стали!". Стихотворение "Бесы" в творчестве Пушкина было не случайным. Оно постепенно рождалось из трагической и возвышенной литературной и жизненной биографии поэта, имея продолжение в темах и образах его дальнейшего творчества и в реальной жизни, можно сказать, что трагическое стихотворение "Бесы" отразило один из кризисных этапов русского общества, жизни всего народа. "Бесы" сложились в условиях последекабрьского тупика. "Русская зима, которая обернулась непроглядной вьюгой, занесла не только все пути, но и все следы к ним" Отсюда тема безвыходности, которая пронизывает все стихотворение.
Джордж Гордон Байрон (1788-1824) Великий английский писатель
И вечно буду я войну вести Словами - а случится, и делами!- С врагами мысли. Мне не по пути С тиранами… Д. Г. Байрон Джордж Гордон Байрон родился в Лондоне 22 января 1788 года. Его жизнь была сложной. Детство и отрочество поэта были омрачены не только бедностью, но ещё и тем, что от рождения он был хромым. Поэт с пяти лет полюбил чтение. Его произведения заставляют всех нас глубоко задумываться над смыслом жизни. За это его знает и любит весь мир. В Швейцарии Байрон приступает к созданию драматической поэмы «Манфред», в которой глубже, чем в написанных им ранее произведениях, передано трагическое мироощущение поэта, получившее название «мировой скорби». Личность мятежная и одинокая, Манфред ищет ответа на вечный вопрос: в чём смысл бытия? Не найдя его, он приходит к отрицанию жизни, отказывается от неё.
Манфреду в поэме противопоставлен простой и добрый человек, охотник за сернами, который считает жизнь и труд благом. Для Байрона охотник со своим бесхитростным отношение к жизни – это определённая ступень познания мира: ведь стоит ему, как Манфреду, углубиться в загадки природы, как и его охватят мучения от сознания, что человек не может изменить миропорядок. Однако человек всё равно будет развивать свой разум, это сущность его. Возникшее противоречие Байрон не в силах разрешить, оно становится основой его «мировой скорби».
Классик чувашской литературы Михаил Федоров, автор хрестоматийной поэмы «Арсюри» — талантливый педагог, этнолог, писатель, определивший судьбу чувашской поэзии XIX века, был ровесником И.Я.Яковлева и его ученика писателя Игн.И.Иванова. М.Ф.Федоров был великим энтузиастом и посвятил всю свою жизнь просвещению чувашского и марийского народов. Михаил Федорович Федоров родился 17(29) ноября 1848 года в деревне Итяково, Айдаровской (с 1866 года Воскресенской) волости, Чебоксарского уезда, Казанской губернии, в семье чувашского казенного крестьянина Федора Архипова и его жены Мавры Алексеевой. М. Ф. Фёдоров (1848 – 1904)
. Весна и лето 1879 года оказались самым плодотворным периодом в творческой жизни М. Ф. Федорова, Он пишет свою балладу «Леший», вошедшую в фонд дореволюционной чувашской художественной литературы как ценный вклад, Взяв в основу баллады сказочный сюжет, М. Ф. Федоров, перемежая вымысел с былью, в явно реалистическом плане показывает в ней картину бесправного положения чувашского крестьянина-бедняка в пореформенный период. Герой баллады, бедняк Хведер, забитый и темный крестьянин, находится не только во власти земных, но и небесных богов. В эпизоде поездки Хведера в лес за дровами и его злоключений автор наглядно показывает мир представлений крестьянина-бедняка, его психику, думы и чаяния. Поэт исполнен любви к этому забитому человеку, и вместе с тем в мягких юмористических тонах вскрывает нелепость его предрассудков и суеверий, раскрывает перед читателем истинную причину крестьянской бедноты. Она — в общественном строе, основанном на насилии и угнетении трудящихся.
Эти мысли были созвучны с творчеством классика чувашской литературы Михаила Фёдоровича Фёдорова (1848-1904). По воспоминаниям М. А. Сироткина, « М. Фёдоров чёваш =инисен пурнё=не вине тёрсах =ёмёллатма кирлине: в.сене т.тт.мл.хне т.тм.шл.х тыткёй.нчен хётарматах=аннах вёхёт =итнине =ир.пп.н асёрхаттарнё»? Первоначально Фёдоров решил перевести стихотворение Пушкина « Бесы », но эта попытка не увенчалась успехом. Весной и летом 1879 года он пишет балладу «Леший», который суждено было войти в золотой фонд чувашской литературы. Хведера автор показал трудные условия жизни, быт, языческое мировосприятие чувашей. Исследователи утверждают, что главным героем баллады является не Хведер, а леший, который принимает разные образы. Балладой воспевает трудолюбие, терпение, мечты о счастливом будущем.
Баллада «Леший» явилась первым оригинальным поэтическим произведением на чувашском языке, где так резко критически оценена подневольная жизнь чувашских трудящихся в пореформенный период. Читателям импонировала не только идея произведения, созвучная с настроениями передовой части чувашских трудящихся, но и сама форма, избранная М. Ф. Федоровым для достижения идейно-художественной цели. Это обстоятельство и дает право по достоинству определить М. Ф. Федорова как одного из зачинателей чувашского литературного языка.
Пушкин, Байрон, Фёдоров… Три современника, три гения. Они никогда не встречались. Более того, Пушкин не опубликовал ни одной строчки переводов из Байрона. В их творчествах отразилась одна и та же эпоха, но каждый показал её по-своему. Три гения, русский, британский и чувашский, стали гениями общечеловеческими, потому что в своём творчестве с необыкновенной силой воспели чувства, мысли и чаяния, присущие всем и народам. В этих произведениях косвенно отразилась борьба английского, русского, чувашского народов за свою свободу. Авторы этих произведений утверждают величие человеческого духа, показывают рождение бунтующей, протестующей мысли, которая является ценнейшим завоеванием человечества.