Иллюстрации к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» К уроку литературы «К нам едет ревизор…» (Изучение комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» )Автор: Недорезова М. Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 167 Центрального района Санкт-Петербурга
« <…>Никто не догадывался, какой великий талант скрывался в этом слабом теле, какие страдания он испытывал, предугадывая, что ни актеры-исполнители, ни большинство публики не оценят и не поймут «Ревизора» при его первом представлении». (П. П. Каратыгин со слов П. А. Каратыгина. Ист. Вестн., 1883, сент., 735.)Гоголь за кулисами во время репетиции комедии «Ревизор» в Александринском театре в Петербурге. Акварель актера П.А.Каратыгина, 1836.
Считая Гоголя величайшим из русских писателей, П.М.Боклевский посвятил всю жизнь иллюстрированию его произведений. Огромное количество вариантов портретов героев «Ревизора» создано художником за сорок лет.
В 1858 году появилась "Галерея гоголевских типов". Альбом состоит из 14 больших литографий. Персонажи "Ревизора" изображены во весь рост. Портреты их снабжены подписями, взятыми из текста комедии.Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что дня б четыре ты почёсывался..."
Осип, слуга Хлестакова. В противоположность своему барину, он неряшлив, нечёсан, лицо заросло. Брови насуплены, взгляд угрюмый, даже дикий. Осип чистит с остервенением изящный, тонкой кожи сапожок Хлестакова. В эту минуту злосчастный сапог заменяет Осипу его пустого и дрянного барина.
Городничиха с дочкой. Утрируя дородность городничихи, Боклевский стремится подчеркнуть ее грубость и тупость. Самодовольство и тщеславие Анны Андреевны оттеняет ее дочка. Марья Антоновна робко выглядывает из-за мощного плеча своей маменьки.
Боклевский после реформы 1861 года ещё раз обращается к "Ревизору". В 1863 году появился его знаменитый "Бюрократический катехизис" – пять литографированных сцен из "Ревизора". Теперь Боклевский, используя сцены из "Ревизора", хотел показать не злоупотребления отдельных чиновников, а систему взглядов, широко бытующую среди государственных служащих.
Городничий: «Насчет <…> того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить. Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят».
Чиновники перед дверью Хлестакова. «Слушайте, эти дела не так делаются в благоустроенном государстве. Зачем нас здесь целый эскадрон? Представиться нужно поодиночке, да между четырех глаз и того... как там следует; чтобы и уши не слыхали. Вот как в обществе благоустроенном делается.»
«Ведь почему хочется быть генералом?..»
«Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские...»
Работа над «Ревизором» не оканчивается и после «Бюрократического катехизиса». Популярны две более поздние серии портретов героев «Ревизора» во весь рост – контурная и тоновая.В серии тоновых рисунков обращает на себя внимание новая трактовка городничего.
Городничий. «Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там – стой, городничий...»
Бобчинский и Добчинский. «Э, нет позвольте уж я... позвольте, позвольте... вы уж и слога такого не имеете...»
«Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга»
«Хлестаков. <…>несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове…»
«Хлестаков. <…> в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях.»
«Жандарм. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе.»
Анна Андреевна и Марья Антоновна. Семейство городничего представляется Хлестакову.
Чиновники. На вытяжку перед Хлестаковым.
«Слесарша. Да мужу-то моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь-то на нас не припадала, мошенник такой!»
Гости поздравляют городничего.
П.М.Боклевский создал не менее не менее шести различных вариантов серий рисунков к "Ревизору".
Источник иллюстраций: Слайд 2: Вересаев В. В. Гоголь в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников: С иллюстрациями на отдельных листах. — М.; Л.: Academia, 1933, стр. 161. Слайд 3: Орлова Т.В. Боклевский. – М.: Искусство, 1971, фронтиспис.Слайды 4-24: Орлова Т.В. Боклевский. – М.: Искусство, 1971; Гоголь Н.В. Иллюстрированное ПСС Н.В. Гоголя: в 8 томах / под ред. А.Е.Грузинского. – М.: Печатник, 1912–1913. – Т. 4.