Знакомство с творчеством писателя Знакомство с творчеством писателя Комментированное чтение и анализ произведения Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, воспитание чувства милосердия, гуманизма
«Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф. П. Гааз)
Родился в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских 1сентября (20 августа)1899 года в Воронеже. Родился в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских 1сентября (20 августа)1899 года в Воронеже. Учился в церковно-приходской школе, затем в городской. С 14 лет начинает овладение рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза) — нужно было поддерживать семью. Первая проба пера — юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922). В 1918-1921 годах активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском политехническом институте.
В 1922-1926 годах Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии и на строительстве электростанции. В 1927 году Платонов оставляет службу и перебирается с семьей в Москву: писатель в Платонове победил инженера. Вскоре появляется повесть «Епифанские шлюзы», давшая название сборнику рассказов (1927).
Сотканные из парадоксов угловатые герои, язык, сюжеты Платонова с трудом обретали признание современников. Сотканные из парадоксов угловатые герои, язык, сюжеты Платонова с трудом обретали признание современников. 1929 год, год «великого перелома», принесший ужесточения в области литературной политики, сделал атмосферу вокруг Платонова еще более отчужденной. После публикации очерка «Че-Че-О» и особенно рассказа «Усомнившийся Макар» (1929) писателя перестают печатать — не помогает даже обращение к Горькому. В 1928 Платонов завершает работу над романом «Чевенгур», однако целиком он увидел свет лишь в 1972 в Париже.
В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова. В 1930 он создает один из своих главных шедевров — повесть «Котлован» (впервые опубликована в СССР в 1987) В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова. В 1930 он создает один из своих главных шедевров — повесть «Котлован» (впервые опубликована в СССР в 1987) Однако социальная атмосфера накалялась. На публикацию «бедняцкой хроники» «Впрок» (1931) — иронического описания коллективизации — следует резкая реакция Сталина, и Платонова перестают печатать. В середине 1930-х Платонов — писатель, пишущий главным образом в стол. В 1937 Платонову удается опубликовать сборник рассказов «Река Потудань», который подвергся уничижительной критике, Платонов снова в опале, его положение отягощается еще одним событием — в 1938 по сфабрикованному делу был арестован единственный сын Платонова, пятнадцатилетний подросток.
В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В последние годы жизни на писателя обрушивается новая волна нападок, он вынужден искать обходных путей — пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой «Ноев ковчег» (не закончена). Однако приспособиться к послевоенному террору Платонову было не дано: он вскоре умер (5 января 1951 года) от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря.
«И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей; и из всех людей я знаю каждого, и с каждым спаяно моё сердце.» «И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей; и из всех людей я знаю каждого, и с каждым спаяно моё сердце.» «Я - человек, я живу на прекрасной живой земле».
Сострадание Сострадание Сочувствие Милосердие Гуманизм Блаженный Сокровенный Кроткий Смирный
Прочитайте начало рассказа (от слов: «Давно, в старинное время…» до слов: «…вон и Юшка уж спать пошёл»). Прочитайте начало рассказа (от слов: «Давно, в старинное время…» до слов: «…вон и Юшка уж спать пошёл»). Каким человеком предстаёт перед нами Юшка в начале произведения? Где жил и работал Юшка?
Прочитайте эпизод «Юшка и дети» Прочитайте эпизод «Юшка и дети»
Прочитайте эпизод «Юшка и односельчане» Прочитайте эпизод «Юшка и односельчане»
Как вы понимаете слова героя: «Они меня без понятия любят… Сердце в людях бывает слепое»? Как вы понимаете слова героя: «Они меня без понятия любят… Сердце в людях бывает слепое»? Как герою удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру? Что помогало Юшке жить?
Как вы можете прокомментировать эти слова? Как вы можете прокомментировать эти слова?
Хотел ли весёлый прохожий смерти Юшки? Хотел ли весёлый прохожий смерти Юшки? Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная чёрствость может стоить человеку жизни? Почему людям без Юшки стало грустно жить? Кто из героев рассказа умел по-настоящему любить людей? В чём проявлялась его любовь? Случайно ли приехавшую девушку называют «дочерью доброго Юшки»? Почему к Юшке приложимы слова блаженный, сострадание, милосердие?
Назовите имя главного героя (не прозвище) ------------------
Сколько лет главному герою? Сколько лет главному герою? -------------------------------------
Где работал Юшка? Где работал Юшка? -------------------------------
«…глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы». --------------------------------------- «…большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами…» ----------------------------------------
«…Сердце в людях бывает _____________.» «…Сердце в людях бывает _____________.» «…Я жить родителями поставлен…я тоже всему _________________________.» «К телу умершего пришли проститься с ним ______________________...»
Как вы думаете, подходят ли слова доктора Гааза для эпиграфа к нашему уроку? Почему? Как вы думаете, подходят ли слова доктора Гааза для эпиграфа к нашему уроку? Почему? Какие произведения отечественной литературы также проникнуты идеями милосердия?
Выразительное чтение стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела…» Выразительное чтение стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела…»
Перекликается ли это стихотворение с рассказом Платонова? Перекликается ли это стихотворение с рассказом Платонова? Какие чувства вызвал у вас рассказ А. Платонова «Юшка»? Над чем писатель заставил задуматься? Кому из вас хочется в конце урока сказать герою произведения: «Прости нас, Юшка»?
Напишите письменный ответ на вопрос: «Нужно ли нам сочувствие и сострадание?» Напишите письменный ответ на вопрос: «Нужно ли нам сочувствие и сострадание?»