"Приют спокойствия, трудов и вдохновенья..." Пушкин в Михайловском
Цель урока: Понять значение данного этапа жизни и творчества Пушкина в развитии русской литературы Задачи: Выяснить причины ссылки Пушкина в Михайловское.Дать ученикам представление о Михайловском и условиях жизни поэта в ссылке, о произведениях, созданных в этот период.Расширить знания учащихся об адресатах лирики Пушкина.Развивать навык анализа и выразительного чтения лирического произведения.Воспитывать чувство прекрасного.
Этапы урока: Причины ссылки (слово учителя).Экскурсия по Михайловскому (Web-страница).Произведения, написанные в 1824-1826 годах.Адресаты лирики Пушкина (выступления учащихся).Анализ стихотворения «К…»: - прослушивание чтения стихотворения по мультимедийной энциклопедии «Пушкин», - анализ стихотворения (по плану).6. Итог урока: значение данного этапа творчества Пушкина в развитии русской литературы.
Произведения, написанные в Михайловском с 1824 по 1826 годы: Пролог к «Руслану и Людмиле»,трагедия «Борис Годунов»,поэма «Граф Нулин»,III-VI главы «Евгения Онегина»,автобиографические записки.
Стихотворения: «Сожженное письмо»,«Желание славы»,«К…»(«Я помню чудное мгновенье…»),«19 октября»,«Зимний вечер»,«Песни о Стеньке Разине»,«Признание»,«Пророк»,«Няне»,«И.И.Пущину».Всего около 100 произведений
Адресаты лирики Пушкина: Анна и Евпраксия Вульф Александра Осипова (Алина)
Анна Петровна Керн
Иван Пущин(«Мой первый друг, мой друг бесценный…»)
Арина Родионовна
План анализа стихотворения: 1.История создания стихотворения.2.Жанровое своеобразие.3.Тема стихотворения.4.Основные образы лирического произведения. Какими средствами выразительности создается образ?5.Как построено стихотворение (композиция).6.Идея произведения.7.Литературные ассоциации.8.Какие эмоции и чувства вызвало стихотворение?
Выводы: Совершен переход от романтизма к реализму:от экзотического пейзажа к русскому, от волшебно-рыцарской поэзии к подлинно народной, в любовной лирике - от романтических безумств к светлому, глубокому чувству гармонии, обожествлению возлюбленной.