Проект Поэзия моя, ты – из окопа Авторы проектаУченики 8-1 классаСутина ЕленаДесятниченко АнастасияКраснопольский МаксимЯровая Евгенияг.Омск – 2007 год.
Имя поэта-фронтовика Георгия Суворова в равной степени известно на берегах Енисея и Невы. Георгий Кузьмич Суворов родился в 1919 г. в с. Абаканском (ныне город Краснотуранск) Красноярского края. Закончил семилетку и педучилище в Абакане, учился в Красноярском пединституте. Перейдя на заочное отделение, сам стал преподавать в Бондаревской школе первой ступени, начал писать стихи и пьесы, познакомился с Иваном Ерошиным, Казимиром Лисовским. В 1939 г. был призван в ряды Красной Армии. С начала Великой Отечественной войны—на фронте. Служил в прославленной панфиловской дивизии. В бою под Ельней был ранен. После госпиталя, весной 1942 г., попал на Ленинградский фронт, где был инструктором и литературным сотрудником дивизионной газеты, а с конца 1943 г.- командиром взвода бронебойщиков. Печатался в красноярских газетах, а с начала войны—в журналах «Сибирские огни», «Звезда» и «Ленинград». Был близко знаком с поэтами М. Дудиным, А. Смердовым, А. Сурковым, Н. Тихоновым и другими поэтами-ленинградцами. Погиб в дни наступления войск Ленинградского фронта, при форсировании реки Нарвы, 13 февраля 1944 г. в звании лейтенанта гвардии. Единственная небольшая книжечка стихов «Слово солдата» вышла в 1945 г. в Ленинграде под редакцией М. Дудина и Н. Тихонова. Позднее переиздавалась Лениздатом и Хакасским книжным издательством. Наиболее полное издание вышло в 1970 г. В Западно-Сибирском книжном издательстве. В 1965 г. посмертно принят в члены Союза писателей СССР, а в 1968 г. на конкурсе на лучшую книгу, воспитывающую молодежь в революционно-патриотическом духе Союзом писателей СССР, ЦК ВЛКСМ и издательством «Молодая гвардия» награжден мемориальной медалью им. Н. Островского.
Зое КосмодемьянскойПрекрасной ты была… И русскою душойТы землю русскую, как мать свою, любила.Для мести и любви страна тебя взрастилаИ радугу чудес взрастила над тобой.Прекрасной ты была… И в час, когда грозойДохнули небеса и произвола силаНад родиной твоей тень смерти заносила,Ты долг исполнила, долг неотложный свой.Прекрасной ты была … Ты не дала врагамНатешиться… Ты ненависть святую,Железо и огонь в лицо метнула им.И в свой предсмертный час ты поднесла к губамКомок родной земли и сладость поцелуяОтчизне отдала, своим полям родным.
Анализ стихотворения Г.Суворова «Зое Космодемьянской»В данном стихотворении автор использует следующие тропы и стилистические фигуры:-умолчание (Прекрасной ты была…);-инверсия (когда грозой дохнули небеса);-риторическое обращение (Прекрасной ты была…Ты не дала врагам Натешиться… Ты ненависть святую, Железо и огонь в лицо метнула им.);-бессоюзие (асиндетон) (Над родиной твоей тень смерти заносила, Ты долг исполнила, долг неотложный свой.);-лексический повтор (1. И русскою душой Ты землю русскую, как мать свою, любила.2. Ты долг исполнила, долг неотложный свой); -эпитеты (ненависть святая, родная земля, русская душа);-метафоры (тень смерти);-олицетворение (страна взрастила, грозой дохнули небеса);-сравнение (Ты землю русскую, как мать свою, любила).Изобразительно-выразительные средства языка, использованные в стихотворении «Зое Космодемьянской» Г.Суворовым, усиливают выразительность речи, экспрессию и энергию. Средства помогают передать отношение автора к героине стихотворения более ярко и красочно, его восхищение мужеством, самоотверженностью и героизмом юной партизанки.
Так часто-часто, друг ты мой далекий, Я мысленно беседую с тобой.Мне видится тот небосвод высокий, Что плыл над нами дымкой голубой.Здесь, где война пьет золотые сокиИз сердца жизни, оглушен стрельбой, Я вижу, как на голубые сопкиВосходит свет, как закипает бой.Здесь, в этой битве дня с постылой ночью, Тебя нежней и больше я люблю.Мой друг, и близость чувствуя твою, Я в десять раз сильней в большом боюВгрызаюсь в ночь и рву ее на клочья.Я пью любовь, я море гнева пью!
Анализ стихотворения Г. Суворова «Так часто-часто, друг ты мой далекий…»В дано стихотворении автор использует следующие тропы и стилистические фигуры:-эпитеты (небосвод высокий, голубые сопки, золотые соки);-метафоры (Я пью любовь, я море гнева пью);-олицетворения (Войн пьет золотые соки);-антитеза (битва дня с постылой ночью);-восклицательные предложения (Я пью любовь, я море гнева пью);-лексический повтор (Я пью любовь, я море гнева пью).Под образом ночи подразумевается фашистская Германия, несущая боль и слезы, ненависть, а день – есть сила, несущая добро и спасение. Автор с помощью контраста дает понять читателю насколько была страшна война, но люди верили в светлое будущее и это не давало им падать духом и помогало победить.
ПодарокЯ – не Отелло, ты – не Дездемона, Своей любви я не предам ножу… Она со мной, и я ее ношуБез пятнышка, как бархат небосклона.Когда умолкнет бой, настороженноВ густой траве прилягу на межу, На твой подарок чистый погляжу, На твой платочек, цвета глаз влюбленных.Я – не Отелло… И, приняв подарок,Измены пятен не ищу на нем,Он предо мной, как сердце, без помарок,Он предо мной неугасимо ярок,Как символ веры, золотым огнемГрудь согревает средь сражений ярых.
Анализ стихотворения Г.Суворова «Подарок»В данном стихотворении автор использует следующие тропы и стилистические фигуры:-эпитеты (подарок чистый, золотой огонь, сражения ярые);-сравнения (Без пятнышка, как бархат, твой платочек, цвета глаз влюбленных);-метафора (измены пятна);-олицетворения (умолкнет бой);-умолчание (Своей любви я не предам ножу…).Автор использует данные средства, для того, чтобы передать всю силу любви и ее мощь в тяжелые и страшные времена войны. Чтобы подчеркнуть силу любви двух людей, которые преодолевают горе, боль и голод, автор использует символику. Подарок в этом стихотворении является символом любви, которая давала силу солдатам бороться за счастливое будущее.
***Еще утрами черный дым клубитсяНад развороченным твоим жильем.И падает обугленная птица, Настигнутая бешеным огнем.Еще ночами белыми нам снятся,Как вестники потерянной любви,Живые горы голубых акацийИ в них восторженные соловьи.Еще война. Но мы упрямо верим,Что будет день, - мы выпьем боль до дна.Широкий мир нам вновь раскроет двери, С рассветом новым встанет тишина.Последний враг. Последний меткий выстрел.И первый проблеск утра, как стекло.Мой милый друг, и все-таки как быстро,Как быстро наше время протекло!..В воспоминаньях мы тужить не будем,Зачем туманить грустью ясность дней?Свой добрый век мы прожили как люди – И для людей.
Анализ стихотворения Г.Суворова «Еще утрами черный дым клубится…»В данном стихотворении автор использует следующие тропы и стилистические фигуры:-эпитеты (чёрный дым, бешеный огонь, ночи белые, обугленная птица);-олицетворения (мир раскроет двери, встанет тишина);-лексический повтор (Последний враг. Последний меткий выстрел.);-умолчание (Как быстро наше время истекло!..);-метафора (выпьем боль);-вопросительное предложение (Зачем туманить грустью ясность дней?);-сравнение (Проблеск утра, как стекло).Автор акцентирует внимание на главных ценностях для человека в годы войны. Суворов говорит о том, что люди верят в лучшее не смотря на потерю близких и дорогих им людей. Они не жалеют о том, как прожили свою жизнь.
Список литературы:1.«Весна похожа на победу». (Омское книжное издательство,1985г.)2.«Помнит мир спасенный». Стихи поэтов – сибиряков о Великой Отечественной войне и советской Армии. (Западно-Сибирское книжное издательство,1970г.)3.«Имена на поверке». Стихи воинов, павших на фронтах Великой Отечественной войны. (Мурманское книжное издательство,1966г.)4. А.В.Лемов «Школьный лингвистический словарь». (Айрис-пресс, 2006г.).5.«ДЕНЬ и НОЧЬ» Литературный журнал для семейного чтения N 3-4 2005г.